![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика шкал
Шкала 1: открытость. Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:
§ Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть. § Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание. § Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин. § Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои. § Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
Утверждения, вошедшие в данный фактор, формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую очередь негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо комфортности или выраженной мотивации социального одобрения. Шкала 2: самоуверенность. Примеры пунктов: § Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах. § Я — человек надежный. § Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом. § Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя. § Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему. § Мое мнение имеет достаточный вес у окружающих.
Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. Высокий балл суждения соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего Я. Низкий балл суждения связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение. Шкала 3: саморуководство. Примеры пунктов: § Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение. § Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным. § Я сам создал себя таким, каков я есть. § Ко мне относятся так, как я того сам заслужил. § Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам. § То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.
Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Низкий балл суждения связан с верой субъекта в подвластность его Я внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом Я, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом. Шкала 4: отраженное самоотношение. Примеры пунктов: § Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией. § Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе. § Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих. § В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь. § Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.
Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. п. или противоположные им чувства. Шкала 5: самоценность. Примеры пунктов: § Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности. § Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания. § Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему. § Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону. § Мое внутреннее Я всегда мне интересно. Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность свое: Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, свое Я по внутренним интимным критериям духовности, богатстп.1 внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннем у миру. Шкала 6: самопринятие. Примеры пунктов:
В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе. Шкала 7: самопривязанность. Примеры пунктов: § Я бы хотел оставаться таким, какой я есть. § Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает. § Мне бы очень хотелось во многом себя переделать. § Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть. § Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность». В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я -концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе. Шкала 8: внутренняя конфликтность. Примеры пунктов: § Порой мне кажется, что я какой-то странный. § Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит. § Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой. § У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь? § Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил. § Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я. Шкала 9: самообвинение. Примеры пунктов: § Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки. § Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе. § Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию. § Где-то в глубине души я считаю себя слабаком. § Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес. Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.
|