Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция






Вам предлагается несколько утверждений о том, как люди себя ведут, что-то делают, или чувствуют. Прочтите внимательно каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам. Напротив каждого утверждения поставьте «галочку» в одну из колонок в зависимости от того, насколько часто так с вами бывает: всегда (постоянно), часто, иногда, редко, никогда.

 

1. Я полон энергии и желания действовать.

2. Я прекрасно лажу с собой. Я знаю, какую работу хочу выполнять, каких друзей иметь и вообще, что для меня важно.

3. Я задумываюсь, как влияют мои поступки на окружающих людей.

4. Бывает, что люди предъявляют мне такие требования, которые меня возмущают, но я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать свое право на собственные желания и мысли.

5. Я строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, и противостою во мнении тем людям, которые считают их несправедливыми.

6. Я знаю, чего я хочу в жизни и имею очень ясные цели и намерения.

7. Мои отношения с окружающими меня людьми вызывают у меня беспокойство и растерянность.

8. У меня обо всем и обо всех есть собственное мнение.

9. Я переживаю, что не смогу позаботится о себе, если потеряю важного в своей жизни человека.

10. То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, является достаточно значимым для меня.

11. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы решатся сами собой.

12. Если для достижения моих целей приходится «перешагивать» через других людей, я отказываюсь от таких целей или ищу другие пути их достижения.

13. Мое настроение - чувствительный прибор, меня легко выбить из колеи.

14. В ожидании важных событий я стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.

15. Я думаю, в моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.

16. Я самостоятельно принимаю решения и отвечаю за свои действия и поступки.

17. Про меня не скажешь, что я ничего не делаю и жду, пока дела решатся сами собой.

18. При споре лучше всего удовлетворить интересы всех сторон и прийти к общей точке зрения.

19. Мне многое не нравится в моих отношениях с окружающими, но я не в силах что-либо изменить

20. Я - автор своих поступков, своей жизни.

21. Я думаю, что во мне нет ничего особенного.

22. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я начинаю с того кто начал.

23. Я сравниваю себя с другими людьми и доказываю себе, что я лучше, или, по крайней мере, не хуже других.

24. Я не очень- то верю в себя, чувствую себя просто никчемным.

25. Мне нравится общаться с необычными людьми.

26. Я довольно легко поддаюсь внушению, попадаю под влияние окружающих

27. Я задумываюсь над тем, каковы будут последствия моих поступков.

28. У меня такое чувство, что я себя до конца не понимаю.

29. В общении с людьми инициатива находится в моих руках.

30. Я боюсь одиночества.

31. Мне интересно жить.

32. Если случается неудача, я анализирую, где же я неправильно поступил.

33. У меня бывает такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые предъявляют ко мне другие.

34. Во мне мирно уживаются мои достоинства и недостатки.

35. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности.

36. В обществе я чувствую себя уверенно, разговариваю спокойно без страха сказать какую-нибудь глупость или обнаружить пробел в знаниях.

37. В тяжелые минуты я строю планы на будущее.

38. Я легко «заражаюсь» чувствами окружающих: весельем, грустью, раздражением.

39. Для меня ясно, чего я хочу и к чему стремлюсь.

40. Необходимость следования правилам вежливости отягощает, раздражает меня.

41. Я сомневаюсь, что способен найти призвание и интересные цели в жизни.

42. Разумнее делать что-либо привычным способом.

43. В общении с людьми мне удается отстаивать свое право на свободу.

44. Бывает, что я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

45. Мое мнение имеет вес в глазах окружающих.

46. Про меня не скажешь, что я сижу и жду у моря погоды.

47. Каждый человек подчиняется каким-нибудь правилам и законам. И я тоже.

48. Я сам кузнец своего счастья

49. Мне трудно противостоять мнению друзей, даже если я считаю, что они не правы.

50. Думаю, я заслуживаю уважения.

51. Мне трудно быть настолько свободным, чтобы быть самим собой.

52. Бывает, я требую от людей то, на что сам не способен.

53. Меня раздражает, если кто-то думает не так, как я.

54. Мне нравится делать и творить что-либо необычное, нестандартное. Я творческий человек.

55. Мне не нравится, когда кто-то одевается не так, как я.

56. Я живу настоящим, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее.

57. Я чувствую себя никому не нужным.

58. Обстоятельства сильнее нас.

59. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я.

60. Я боюсь оказаться «белой вороной», поэтому веду себя так, как мои друзья.

61. Бывает я ловлю себя на том, что сначала делаю что-то, а потом думаю.

 

Распределение утверждений опросника «Уровень развития субъектности личности» по шкалам

Шкала опросника Номер утверж дения Формулировка
Активность - реактивность   Я полон энергии и желания действовать.
  Бывает, что люди предъявляют мне такие требования, которые меня возмущают, но я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать свое право на собственные желания и мысли.
  Я строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, и борюсь с теми, которые считаю несправедливыми.
  Мои отношения с окружающими меня людьми вызывают у меня беспокойство и растерянность.
  В сложных обстоятельствах я предпочитаю по­дождать, пока проблемы решатся сами собой.
  Мое настроение -чувствительный прибор, меня легко выбить из колеи.
  Про меня не скажешь, что я ничего не делаю и жду, пока дела решатся сами собой.
  Мне многое не нравится в моих отношениях с окружающими, но я не в силах что-либо изменить.
  Я довольно легко поддаюсь внушению, попа­даю под влияние окружающих.
  В общении с людьми инициатива находится в моих руках.
  Я легко «заражаюсь» чувствами окружающих: весельем, грустью, раздражением.
  Про меня не скажешь, что я сижу и жду у моря погоды.
  Я сам кузнец своего счастья.
Автономность - зависимость   У меня обо всем есть собственное мнение.
  Я волнуюсь, что не смогу позаботится о себе, если потеряю важного в своей жизни человека.
  Я думаю, в моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отноше­ние ко мне.
  Я самостоятельно принимаю решения и отвечаю за свои действия и поступки.
  Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я начинаю с себя.  
  Я боюсь одиночества.
  В общении с людьми мне удается отстаивать свое право на свободу.
  Бывает, что я застаю себя в ожидании, что лю­ди позвонят или напишут мне.
  Мне трудно противостоять мнению друзей, даже если я считаю, что они не правы.
  Мне трудно быть настолько свободным, чтобы быть самим собой.
    Я боюсь отличаться от других людей
Целостность-неинтегративность   Я задумываюсь, как влияют мои поступки на окружающих людей.
  Если для достижения моих целей приходится «перешагивать» через других людей, я отказываюсь от таких целей или ищу другие пути их достижения.
  При споре лучше всего удовлетворить интере­сы всех сторон в их общей точке.
  Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я начинаю с того кто начал.  
  Во мне мирно уживаются мой достоинства и недостатки.
  Бывает, я требую от людей то, на что сам не способен.
  Меня раздражает, если кто-то думает не так, как я.
  Мне не нравится, когда кто-то одевается не так, как я.
Опосредованность- непосредственность   Я прекрасно лажу с собой. Я знаю, какую работу я хочу выполнять, каких друзей иметь и вообще, что для меня важно.
  В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
  В ожидании важных событий я стремлюсь за­ранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
  Я задумываюсь над тем, каковы будут послед­ствия моих поступков.
  У меня такое чувство, что я себя до конца не понимаю.
  Если случается неудача, я анализирую, где же я неправильно поступил.
  В тяжелые минуты я строю планы на будущее.
  Для меня ясно, чего я хочу и к чему стремлюсь.
  Необходимость следования правилам вежливо­сти отягощает, раздражает меня.
  Каждый человек подчиняется каким-нибудь правилам и законам.
  Я живу настоящим и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее.
  Обстоятельства сильнее нас.
  Бывает я ловлю себя на том, что сначала делаю что-то, а потом думаю
Креативность-репродуктивность 20. Я - автор своих поступков, своей жизни.
  Мне нравится общаться с необычными людь­ми.
  Мне интересно жить.
  Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности.
  Я сомневаюсь, что способен найти призвание и интересные цели в жизни
  Разумнее делать что-либо привычным спосо­бом.
  Мне нравится делать и творить что-либо необычное, нестандартное. Я творческий человек.
  Я боюсь оказаться «белой вороной», поэтому веду себя так, как мои друзья.
Самоценность -малоценность   То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, является достаточно значимым для меня.
  Я думаю, что во мне нет ничего особенного.
  Я сравниваю себя с другими людьми и доказы­ваю себе, что я лучше, или, по крайней мере, не хуже других.
  Я не очень-то верю в себя, чувствую себя про­сто никчемным.
  У меня бывает такое чувство, что я не соответ­ствую ожиданиям, которые предъявляют ко мне дру­гие.
  В обществе я чувствую себя уверенно, разгова­риваю спокойно без страха сказать какую-нибудь глу­пость или обнаружить пробел в знаниях.
  Я сомневаюсь, что способен найти призвание и интересные цели в жизни.
  Мое мнение имеет вес в глазах окружающих.
  Думаю, я заслуживаю уважения.
  Я чувствую себя никому не нужным.
  Окружающие меня люди гораздо более при­влекательны, чем я.

 

 

  1. УСК (УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ) М. БАЖИНА-ЭТКИНД

 

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой—пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности. Эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1. по интернальности-экстернальности—половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2. по эмоциональному знаку—равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3. по направлению атрибуций—равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-баллыюй шкале “—3, —2, —1, +1, +2, +3", в которой ответ “+3” означает “полностью согласен”, “—3”—“совершенно не согласен” с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале “согласен—не согласен”.

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых—студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выби­ралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обоб­щенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.

1. Шкала общей интернальности И о. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контро­лировать их развитие и полагают, что большинство их являют­ся результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений И д. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале И д свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач И н. Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным собы­тиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели И н свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях И с. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек •читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений И п. Высокий И п свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складываю­щихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам—руководству, товарищам по работе, везению—невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м. Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий И м, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни И з. Высокие показатели И з свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким И з: считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал