Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкция
Вам предлагается несколько утверждений о том, как люди себя ведут, что-то делают, или чувствуют. Прочтите внимательно каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к Вам. Напротив каждого утверждения поставьте «галочку» в одну из колонок в зависимости от того, насколько часто так с вами бывает: всегда (постоянно), часто, иногда, редко, никогда.
1. Я полон энергии и желания действовать. 2. Я прекрасно лажу с собой. Я знаю, какую работу хочу выполнять, каких друзей иметь и вообще, что для меня важно. 3. Я задумываюсь, как влияют мои поступки на окружающих людей. 4. Бывает, что люди предъявляют мне такие требования, которые меня возмущают, но я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать свое право на собственные желания и мысли. 5. Я строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, и противостою во мнении тем людям, которые считают их несправедливыми. 6. Я знаю, чего я хочу в жизни и имею очень ясные цели и намерения. 7. Мои отношения с окружающими меня людьми вызывают у меня беспокойство и растерянность. 8. У меня обо всем и обо всех есть собственное мнение. 9. Я переживаю, что не смогу позаботится о себе, если потеряю важного в своей жизни человека. 10. То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, является достаточно значимым для меня. 11. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы решатся сами собой. 12. Если для достижения моих целей приходится «перешагивать» через других людей, я отказываюсь от таких целей или ищу другие пути их достижения. 13. Мое настроение - чувствительный прибор, меня легко выбить из колеи. 14. В ожидании важных событий я стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации. 15. Я думаю, в моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне. 16. Я самостоятельно принимаю решения и отвечаю за свои действия и поступки. 17. Про меня не скажешь, что я ничего не делаю и жду, пока дела решатся сами собой. 18. При споре лучше всего удовлетворить интересы всех сторон и прийти к общей точке зрения. 19. Мне многое не нравится в моих отношениях с окружающими, но я не в силах что-либо изменить 20. Я - автор своих поступков, своей жизни. 21. Я думаю, что во мне нет ничего особенного. 22. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я начинаю с того кто начал. 23. Я сравниваю себя с другими людьми и доказываю себе, что я лучше, или, по крайней мере, не хуже других. 24. Я не очень- то верю в себя, чувствую себя просто никчемным. 25. Мне нравится общаться с необычными людьми. 26. Я довольно легко поддаюсь внушению, попадаю под влияние окружающих 27. Я задумываюсь над тем, каковы будут последствия моих поступков. 28. У меня такое чувство, что я себя до конца не понимаю. 29. В общении с людьми инициатива находится в моих руках. 30. Я боюсь одиночества. 31. Мне интересно жить. 32. Если случается неудача, я анализирую, где же я неправильно поступил. 33. У меня бывает такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые предъявляют ко мне другие. 34. Во мне мирно уживаются мои достоинства и недостатки. 35. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности. 36. В обществе я чувствую себя уверенно, разговариваю спокойно без страха сказать какую-нибудь глупость или обнаружить пробел в знаниях. 37. В тяжелые минуты я строю планы на будущее. 38. Я легко «заражаюсь» чувствами окружающих: весельем, грустью, раздражением. 39. Для меня ясно, чего я хочу и к чему стремлюсь. 40. Необходимость следования правилам вежливости отягощает, раздражает меня. 41. Я сомневаюсь, что способен найти призвание и интересные цели в жизни. 42. Разумнее делать что-либо привычным способом. 43. В общении с людьми мне удается отстаивать свое право на свободу. 44. Бывает, что я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне. 45. Мое мнение имеет вес в глазах окружающих. 46. Про меня не скажешь, что я сижу и жду у моря погоды. 47. Каждый человек подчиняется каким-нибудь правилам и законам. И я тоже. 48. Я сам кузнец своего счастья 49. Мне трудно противостоять мнению друзей, даже если я считаю, что они не правы. 50. Думаю, я заслуживаю уважения. 51. Мне трудно быть настолько свободным, чтобы быть самим собой. 52. Бывает, я требую от людей то, на что сам не способен. 53. Меня раздражает, если кто-то думает не так, как я. 54. Мне нравится делать и творить что-либо необычное, нестандартное. Я творческий человек. 55. Мне не нравится, когда кто-то одевается не так, как я. 56. Я живу настоящим, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее. 57. Я чувствую себя никому не нужным. 58. Обстоятельства сильнее нас. 59. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я. 60. Я боюсь оказаться «белой вороной», поэтому веду себя так, как мои друзья. 61. Бывает я ловлю себя на том, что сначала делаю что-то, а потом думаю.
Распределение утверждений опросника «Уровень развития субъектности личности» по шкалам
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой—пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности. Эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение. Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов. В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1. по интернальности-экстернальности—половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК; 2. по эмоциональному знаку—равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3. по направлению атрибуций—равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице. В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья. Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-баллыюй шкале “—3, —2, —1, +1, +2, +3", в которой ответ “+3” означает “полностью согласен”, “—3”—“совершенно не согласен” с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале “согласен—не согласен”. Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых—студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля. Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей. 1. Шкала общей интернальности И о. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей. 2. Шкала интернальности в области достижений И д. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале И д свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей. 3. Шкала интернальности в области неудач И н. Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели И н свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях И с. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек •читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. 5. Шкала интернальности в области производственных отношений И п. Высокий И п свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам—руководству, товарищам по работе, везению—невезению. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м. Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий И м, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни И з. Высокие показатели И з свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким И з: считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.
|