Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биография. Детство и отрочество. Годы учения.Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом заводском поселке Воткинске
Детство и отрочество. Годы учения. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом заводском поселке Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором Камско-Воткинского завода. В большой и дружной семье Чайковских царила атмосфера всеобщей любви и доброты, нежной заботы и сердечности. Среди братьев и сестер маленький Петр выделялся своей одаренностью и чуткой эмоциональностью, застенчивостью и душевной отзывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах, вспоминала: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее... Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок». Первые музыкальные впечатления маленького Пети были связаны с домашним музицированием матери, которая играла на фортепиано и пела любимые романсы, в числе которых был и «Соловей» Алябьева. Мальчик обожал оркестрину (Окрестрина — самоиграющий механический музыкальный инструмент, воспроизводивший звучание оркестра), игравшую музыку итальянских, немецких и австрийских композиторов, в том числе Беллини, Россини, Доницетти и Моцарта, ставшего на всю жизнь его кумиром. В живописных окрестностях Воткинска мальчик часто слышал народные песни: «...Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...» — писал впоследствии композитор. Игре на рояле Чайковского, как и других детей в семье, стали учить в раннем детстве: «Получив от матери элементарные понятия о музыке, он, уже пяти лет, совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем его познакомила оркестрина, и обнаруживал такую любовь к игре, что, когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку», — вспоминал младший брат композитора и его первый биограф Модест Ильич. Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга — Училище правоведения. В годы учения он продолжал брать уроки фортепианной игры и пения, участвовал в хоре училища под управлением Г. Ломакина, музицировал с товарищами, часто посещал симфонические концерты и оперу. Именно тогда незабываемое впечатление на него произвели «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта: «...Музыка „Дон-Жуана" была первой музыкой, произведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величайшие гении. До тех пор я знал только итальянскую оперу. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете», — писал позднее композитор. В 1859 году, по окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную службу в департамент Министерства юстиции. Служба сразу же стала тяготить его. Постепенно он начинает ощущать свое истинное призвание и поступает сначала в Музыкальные классы РМО, а затем, в 1862 году, в Петербургскую консерваторию. В консерватории Чайковский занимается под руководством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (композиция и инструментовка); также он учится играть на флейте и органе, участвует в консерваторском оркестре. Вскоре, несмотря на сложное материальное положение (Отец Чайковского, Илья Петрович, жил с младшими сыновьями на небольшую пенсию; мать композитора Александра Андреевна скончалась в 1854 году), он оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя музыкальному образованию, и зарабатывает на жизнь частными уроками, используя любую возможность для приработка. За годы учения в консерватории Чайковский сочинил несколько камерных и симфонических произведений, в том числе увертюру «Гроза», струнный квартет, сонату для фортепиано, «Характерные танцы» для симфонического оркестра и другие произведения. В 1865 году Чайковский окончил консерваторию. За экзаменационное сочинение — кантату «К радости» на текст оды Шиллера — ему была присуждена серебряная медаль. В январе 1866 года он переехал в Москву, приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна преподавать в Московской консерватории. Московский период жизни и творчества. Поселившегося в Москве молодого профессора сразу окружила радушная творческая атмосфера гостеприимного города. Настоящая дружба связала Чайковского с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который много лет был первым исполнителем многих сочинений композитора. Рубинштейн ввел Чайковского в Артистический кружок, бывший художественным центром Москвы. Петр Ильич познакомился с драматургом А. Н. Островским, музыкальным писателем В. Ф. Одоевским, поэтом А. Н. Плещеевым, артистами Малого театра, критиком Н. Д. Кашкиным, музыкальным издателем П. И. Юргенсоном, университетскими преподавателями. Большое впечатление на композитора произвели встречи с Л. Н. Толстым, знакомство с которым произошло в 1876 году. Истинную радость ему доставил переезд в Москву его петербургского друга, музыкального критика Г. А. Лароша. В эти годы происходит сближение Чайковского с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым; он пишет рецензии и статьи, посвященные их творчеству. Московский период стал временем необычайно стремительного роста его дарования, временем создания выдающихся произведений. С 1866 по 1877 год композитор сочиняет оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Ва-кула», три симфонии, балет «Лебединое озеро», одночастные симфонические произведения «Буря», «Франческа да Рими-ни», «Фатум», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, фортепианный цикл «Времена года», музыку к сказке Островского «Снегурочка», романсы «Не верь, мой друг» и «Слеза дрожит» (слова А. Толстого), «Ни слова, о друг мой» (слова А. Плещеева), «Отчего» и «Нет, только тот, кто знал» (слова Л. Мея соответственно из Гейне и Гёте), «Хотел бы в единое слово» (слова Г. Гейне в переводе Л. Мея). В Москве же были начаты «Евгений Онегин» и Четвертая симфония. Постепенно музыка Чайковского становится известной и за границей, его сочинения исполняются в Англии, Австрии, Америке. Все это время композитор продолжал педагогическую деятельность в Московской консерватории — вел в ней курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения, а также создал первый в России учебник гармонии для студентов консерватории. Многие ученики стали его друзьями, среди которых самым близким был выдающийся композитор и пианист С. И. Танеев. Однако педагогическая работа, отнимавшая время у творчества, тяготила Чайковского, но он был вынужден заниматься ею ради постоянного заработка. В конце 1876 года Петр Ильич получил письмо от незнакомой корреспондентки, в котором выражалась глубокая любовь к его музыке. Автором письма была московская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк — владелица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского. Между композитором и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся тринадцать лет и положившая начало необыкновенной дружбе двух людей, так ни разу и не встретившихся друг с другом. Чайковский высоко ценил душевную чуткость Надежды Филаретовны, был бесконечно признателен за трогательную заботу о нем, называл ее своим «лучшим другом». Зная о денежных затруднениях Чайковского и его горячем желании посвятить себя только творчеству, она необычайно деликатно предложила композитору помощь — значительную ежегодную субсидию, Н.Ф. фон Мекк которая дала ему возможность целиком заняться сочинением. В письмах к фон Мекк Чайковский рассказывал о своей повседневной жизни, делился сокровенными воспоминаниями и планами, тайнами своего творческого процесса. Музыка была для него всегда «исповедью души», но в ней он был великим тружеником, ежедневная творческая работа была формой его существования. Композитор писал: «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые призывают ее». 1877 год стал переломным в судьбе Чайковского. Давно желая изменить свой неустроенный жизненный уклад и создать благоприятную обстановку для творчества, он неожиданно женился на бывшей ученице Московской консерватории Антонине Ивановне Милюковой, поверив в ее страстное чувство. К несчастью, брак оказался неудачным. Композитор болезненно пережил это испытание. По настоянию врачей осенью 1877 года Чайковский уезжает за границу, сначала в Швейцарию, а затем в Италию. Годы странствий. Модест Ильич Чайковский назвал этот период «самым светлым и отрадным» во всей жизни композитора. Он возвращается к творчеству, завершает в Италии «Евгения Онегина» и Четвертую симфонию, которую посвящает своему «лучшему другу» — Н. Ф. фон Мекк. Эти годы Чайковский подолгу живет за границей, часто гостит на Украине в Каменке — имении своей сестры А. И. Давыдовой, изредка наезжает в Петербург и Москву. Наступившая творческая свобода вызывает к жизни много новых сочинений. Это оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», «Итальянское каприччио», Серенада для струнного оркестра, Торжественная увертюра «1812 год», Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», концерт для скрипки с оркестром, замечательные духовные произведения «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение», трио «Памяти великого художника» (Посвящено памяти Н. Г. Рубинштейна), а также многочисленные романсы, среди которых такие шедевры, как «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «Благословляю вас, леса» (слова А. Толстого), «День ли царит» (слова А. Апухтина). Романсы Чайковского (их у композитора более ста) глубоко и разнообразно раскрывают лирические темы и образы; в них соседствуют интимная нежность и напряженное драматическое высказывание, восторженный порыв и глубокое философское размышление. Полны очарования его детские песни и вокальные миниатюры в танцевальных ритмах. Наиболее близкими ему были стихотворения русских поэтов-лириков второй половины XIX века — Фета, А. Толстого, Полонского, Майкова, Плещеева, Апухтина и других. В своих романсах композитор всегда стремился раскрыть основной поэтический образ стихотворения и использовал для этого красивую, широко развивающуюся кантилену. Велика роль фортепианной партии, которая является равноправным партнером вокальной мелодии; чрезвычайно выразительны фортепианные вступления и заключения, часто «досказывающие» главную мысль произведения. По динамичности развития душевных состояний, яркости драматических кульминаций некоторые романсы по своему стилю приближаются к оперным номерам. На вершине славы и мастерства. В середине 80-х годов Чайковский принимает решение обосноваться на родине и подолгу живет в Подмосковье — Майданове, Фроловском, Клину. Его интенсивная творческая жизнь сочетается с исполнительской и музыкально-общественной деятельностью. Как оперный и симфонический дирижер Чайковский выступает в разных городах России, Германии, Чехии, Франции, Англии, Америки, исполняя как собственные сочинения, так и произведения других композиторов. Громадный успех, всеобщая любовь и восхищение окружают Чайковского, а его музыка завоевывает всемирную славу. В знак признания его заслуг в развитии мирового музыкального искусства в 1893 году ему была присуждена почетная степень доктора Кембриджского университета. Во время гастрольных поездок непрерывно расширялся круг общения Чайковского с выдающимися музыкантами — Брамсом, Григом, Массне, Сен-Сансом, Рихардом Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно и другими. Тогда же начинается его активная работа в качестве одного из директоров и дирижеров Московского отделения РМО, которая продолжалась до конца его жизни и способствовала повышению уровня российской музыкальной культуры. Во второй половине 80-х — начале 90-х годов Чайковский создает такие великие творения, как оперы «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», симфония «Манфред», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», Пятую и Шестую симфонии, а также другие произведения. Основными чертами его поздних сочинений стали резкий контраст между светлыми и мрачными образами, драматическая борьба сил добра и зла, неразрешимое противоречие между страстным стремлением к счастью и невозможностью его достижения. Последним сочинением композитора стала Шестая («Патетическая») симфония — одно из самых трагических произведений в мировой музыке, раскрывающее сложную философскую проблему смысла человеческой жизни и смерти. 16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением Шестой симфонии. 25 октября композитор скоропостижно скончался. Вопросы и задания 1.Какие темы были центральными в творчестве Чайковского? 2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музыки? Назовите главные жанры его творчества. 3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях? 4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии. 5. Перечислите основные произведения композитора. 6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?
Первая симфония «Зимние грезы» Симфоническая музыка, наряду с оперной, была главной областью творчества Чайковского. Композитор считал симфонию высшей формой музыкального искусства, способной наиболее полно отразить состояния человеческой души. Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произведения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты. Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байрона, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страстей человека, сложные отношения личности и окружающего мира. Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинными лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни. Первая симфония «Зимнею грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классическими образами русского искусства — картинами зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека. Многие темы симфонии имеют песенный характер и интонационно близки русской народной музыке. В симфонии четыре части, из которых первая и вторая носят программные заголовки. Первая часть — «Грезы зимнею дорогой» — написана в сонатной форме. Главная партия (соль минор) строится на двух контрастных темах и имеет трехчастную форму (Такая форма главной партии станет типичной для сонатного аллегро во многих симфонических произведениях Чайковского). Первая тема, лирическая и песенная, звучит у флейты и фагота через две октавы на фоне тихого тремоло скрипок:
|