Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умеренно скоро






 

Пляска скоморохов — симфоническое скерцо, построен­ное на удалых размашистых темах народного склада.

Третья песня Леля начинается пастушеским наигры­шем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каж­дый куплет начинается речитативным запевом:

 

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проиг­рыш кларнета:

Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу бла­годаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся акком­панементу (Баркарола («песня на воде») — песня венециан­ских гондольеров). Нежная мелодия с изящными синкопами име­ет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — куль­минация в развитии ее образа. Сцена состоит из несколь­ких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармония­ми и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается в ре-бемоль мажоре.

Заключительный хор — Песнь Яриле-Солнцу — запе­вает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необыч­ный размер 11/4. Хор имеет торжественный величественный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости зву­чания.

Вопросы и задания

1.На чей сюжет написана опера «Снегурочка»?

2. Как создавалась опера? Дайте ее общую характеристику.

3. Изложите содержание оперы по действиям.

4. Каковы музыкальные характеристики главных действующих лиц? Расскажите о роли оркестра в создании их «портретов». Что такое лейт­мотив и лейттембр?

5. Назовите народно-обрядовые сцены; какую роль в них играют народные песни?

6. Проследите за развитием образа Снегурочки на протяжении все­го произведения.

7. Каким певческим голосам поручены вокальные партии глав­ных героев?

«Шехеразада»

 

Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фанта­зия, картина, сюита. В них преобладают сказочные и былин­ные образы, картины природы и народного быта, что опреде­лило картинный, эпический характер симфонизма Римского-Корсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века. В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершен­ное воплощение. В сюите четыре части, которые объединя­ются общим художественным замыслом, сказочным харак­тером и музыкальными образами.

Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверно­сти женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопыт­ством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказа­ла ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, впле­тая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально каждая часть сюиты имела свое назва­ние, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкаль­ная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в уни­сон медными духовыми и струнными инструментами и зву­чит грозно и величественно:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал