Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скоро, шутливо






В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный ли­рический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:

Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печаль­но звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.

Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финал рисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступ­ления (соль минор), которое продолжает настроение послед­них тактов скерцо и основано на мелодии народной город­ской песни «Я посею ли млада»:

Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное ал­легро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяже­ловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:

Побочная партия (си минор) строится на уже звучав­шей во вступлении народной мелодии; здесь она приобре­тает лихой плясовой характер:

В разработке обе темы энергично развиваются с исполь­зованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал боль­шой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей.

Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впер­вые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого ком­позитора-симфониста.

 

Вопросы и задания

1.Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?

2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?

3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Оха­рактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.

4. Сыграйте основные темы произведения.

 

 

«Евгений Онегин»

С юности Чайковский страстно любил театр. Театр при­тягивал и пленял воображение композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и тем самым воздейство­вать на сердца людей. Неудивительно, что опера стала его любимейшим жанром. Для своих произведений Чайков­ский стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Художественным идеалом для компози­тора было создание «интимной, но сильной драмы». Таким сочинением стал «Евгений Онегин».

Сюжет для оперы Чайковскому подсказала известная певица Е. А. Лавровская. В письме к Модесту Ильичу ком­позитор рассказывал:

«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разго­вор зашел о сюжетах для оперы... Лизавета Андреевна мол­чала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне ди­кой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда ре­шился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел со­вершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

В составлении либретто принимал участие его друг, ли­тератор К. С. Шиловский.

В своем романе в стихах Пушкин создал многогранный портрет современной ему эпохи, ее нравов и обычаев; Бе­линский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией рус­ской жизни». Но композитора в первую очередь привлека­ла лирическая драма героев — и именно она заняла цент­ральное место в опере, которую автор назвал «лирическими сценами».

Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский вслед за Пушкиным тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны. Сохранив в ос­новном пушкинские характеристики главных действующих лиц, композитор немного по-иному обрисовал их: так, в обли­ке Ленского он подчеркнул его вдохновенность, восторжен­ность чувств и искренность души. Чайковскому дорого душевное родство Татьяны и Ленского, темы которых он объеди­няет общими интонациями. Музыкальные образы персона­жей, как и их судьбы, непрерывно развиваются на протяже­нии всего произведения. Лирическая драма развертывается на фоне бытовых сцен разного характера, которые ярко и рельефно оттеняют глубину душевных переживаний героев.

Музыкальный язык оперы тесно связан с характерны­ми особенностями русского лирического романса. Важной чертой оперного стиля Чайковского является своеобразный диалог голоса и оркестра, состоящий в частых переходах темы из вокальной партии в оркестр, который «досказыва­ет» речь героев. Типичным является и прием «рождения» вокальной мелодии из инструментальной темы.

В исполнении оперы композитор стремился достичь наи­большей искренности и простоты, поэтому постановка «Ев­гения Онегина» была по желанию автора осуществлена си­лами студентов Московской консерватории. Премьера со­стоялась 17 марта 1879 года под руководством Н. Г. Рубин­штейна.

В опере семь картин (три действия).

 

Краткое содержание

Картина первая. Усадьба Лариных. Из дома доносится пение сес­тер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом при­ходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и друга Онегина. Татьяна глубоко взвол­нована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих меч­таний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Оне­гиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, погло­щенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое потрясенная девушка выслушивает молча. М.Н.Клементьева-Муромцева – первая

исполнительнмца роли Татьяны (1879 г.)

Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему ото­мстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости без­успешно пытаются их помирить.

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Лен­ский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского про­никнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Лен­ский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассе­ять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изум­лением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и пред­ставляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с че­стью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.

Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает пись­мо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.

Картина первая. Опера начинается с небольшого оркест­рового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложен­ная в виде нисходящей секвенции, является первой музы­кальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном разви­тии первой и второй картин, а также появится в заключи­тельной сцене:

Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна заду­шевной мечтательности:

Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про­шедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала кресть­яне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мо­сточку»:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал