Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темп вальса
Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песенку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) прерывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина. Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозвратно ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского: Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квинтете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и всеобщее смятение завершают картину.
Л.В.Собинов в роли Ленского Картина пятая — первая кульминация оперы и трагическая развязка драмы Ленского. Оркестровое вступление открывается мрачными, напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной обреченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария Ленского начинается выразительным речитативным вступлением: Главная тема арии — изумительная по красоте лирическая мелодия — интонационно родственна темам Татьяны. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами: Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития. Средний раздел трехчастной формы (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по характеру, мелодически связан с ариозо «В вашем доме». В динамической репризе страстный порыв любви сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из лирических вершин оперы. Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход: Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора приглушенные удары литавр придают музыке характер мрачного оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоряющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского. Картина шестая начинается блестящим парадным полонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий. Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальса ре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдержанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:
Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:
В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны. В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изменяется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, порывистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я»:
Картина седьмая — вторая драматическая кульминация оперы. В оркестровом вступлении печальная элегическая тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез. Размышления Татьяны прерывает бурное появление Онегина. Их сцена-диалог — последнее объяснение героев, полное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его достижения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Онегина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сцены краткой выразительной остановкой становится дуэт-элегия «Счастье было так возможно, так близко», лирическая мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского. Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и страсти, звучит в ми миноре — П.А.Хохлов в роли Онегина
тональности Ленского, которая, завершая оперу, подчеркивает трагическую обреченность чувств и судеб героев. О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замечательно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой половины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа...» Вопросы и задания 1.Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского? Какие сюжеты привлекали к себе композитора? 2. Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин». 3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема? 4. Изложите содержание оперы по картинам. 5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в музыке? 6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы? Расскажите об интонационных связях музыкальных образов произведения.
|