Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие






Основная цель семинара – развитие мышления, самостоятельности в преодолении познавательных трудностей, в формировании глубоких и прочных знаний. Проблемное поле обсуждения тем на этих аудиторных занятиях очерчивают планы семинарских занятий. Всесторонний и заинтересованный анализ вопросов, выносимый на семинар, учит студентов самостоятельно и логично мыслить, аргументировано полемизировать, серьезно относиться к работе с дополнительной и учебной литературой. Тем самым семинары и систематическая подготовка к ним придают регулярный и планомерный характер самостоятельной работе.

Участие студента в семинаре расширяет кругозор, формирует культуру речи, навыки публичного выступления и общения. Семинары – эффективное средство воспитания трудолюбия и одновременно одна из форм контроля за качеством усвоения материала, изложенного на лекции, в рекомендованной литературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара пробелы в знаниях студентов и установить обратную связь между преподавателем и группой.

Подготовка студента к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности. Эффективность деятельности во многом зависит от методической помощи, основой которой является разработанный кафедрой план семинарских занятий. План семинарских занятий по учебному курсу адаптирован к профилю учебного заведения, содержит перечень вопросов для обсуждения и самоконтроля, список рекомендуемой литературы.

Студент должен готовиться к семинарскому занятию, соблюдая следующую последовательность:

– внимательно ознакомиться с содержанием плана семинара;

– изучить конспект лекции по данной теме;

– прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия

(это даст общее представление о проблематике семинара и поможет лучше разобраться в учебной литературе и источниках);

– прочитать рекомендуемую литературу;

– составить конспект прочитанного.

Таким образом, планы семинара включают основные вопросы для обсуждения, базовые понятия и идеи, списки литературы (обязательной и дополнительной), которую участники семинара должны использовать для подготовки к выступлениям. Вопросы к семинарским занятиям составлены так, чтобы предоставить преподавателю и студентам возможность конкретизации и детализации основного вопроса. Преподаватель вправе не рассматривать все вопросы, а ограничиться лишь некоторыми из них, наиболее важными, по его мнению, предварительно поставив в известность студентов. Основной задачей при подготовке к семинару является изучение учебной литературы и источников.. В этой связи ведение конспектов значительно облегчат подготовку к экзамену. Конспектирование – процесс творческий, и нельзя сводить к выписыванию цитат и отрывков из изучаемой литературы. Выписывать дословно следует лишь важнейшие принципиальные положения и некоторые определения. Остальное содержание можно изложить кратко, своими словами. Конспектирование требует большого напряжения мысли, развивает способность схватывать суть дела. При конспектировании необходимо располагать записи так, чтобы их в дальнейшем можно было дополнить и комментировать на семинарском занятии. С этой целью рекомендуется оставлять в конспекте широкие поля.

Следующим важным этапом подготовки к семинарскому занятию является составление детального плана ответов на вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре, и плана своего выступления на семинаре. Как правило, по вопросам, получившим разное толкование в литературе, на семинарах имеют место дискуссии. Предполагается, что ведение конспектов с учетом вышеперечисленных рекомендаций должно способствовать развитию умения вступать в контакт с собеседником, стремясь не столько к самовыражению, сколько к пониманию, не столько к окончательному решению проблемы, сколько к правильной реакции на её смысл. В этой связи рассмотрение докладов и рефератов на семинарском занятии по философии преследуют цель углубленного рассмотрения отдельных философских проблем, уяснения их органической связи с современностью, практикой и профильными науками, изучаемыми в РОСИ. Они способствуют развитию у студентов навыков исследовательской работы. Здесь главными критериями исследовательского начала является творческая работа с литературой, заключающаяся в способности систематизировать и обобщать материал из различных источников, в четком определении круга вопросов и выделении основной мысли, вокруг которой группируется весь материал, в использовании теоретических положений в качестве метода для анализа явлений современности.

Все семинарские занятия условно разделены на шесть разделов согласно структуре рабочей программы курса.

На вводном занятии предлагается дискуссия с постановкой проблем, связанных со всем курсом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал