Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативный подход к профессии библиотекаря






Специфика библиотечной деятельности заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически трансформируется во все виды и формы общественных отношений и деятельности людей, прямо или косвенно затрагива­ет все общество. Выявлению этих проблем, их решению помогает установление и поддержание контактов с потребителями библиотечных услуг. Для того чтобы эффективно выполнять профессиональные обязанности, библиотекари должны владеть на высоком уровне умениями и навыками коммуникативной деятельно­сти.

К тому же переход на новые носители информации, последовавший за периодом принятия библиотечной общественностью международных норм, этических стандартов библиотечного общения создал условия для смены парадигмы отношений «пользователь – библиотекарь»: вместо традиционно предписываемой роли руководителя чтения, идеологического работника, библиотекарем осваивается роль консультанта, соответственно меняется его коммуникативная роль. В связи с этим проблема исследования коммуникативных основ деятельности библиотекаря становится актуальной.

Библиотечное обслуживание представляет собой совместную деятельность библиотекаря и читателя и является по существу общением, коммуникативным актом, эффективность которого в наибольшей степени зависит от коммуникативных навыков и коммуникативной культуры библиотекаря. Библиотечное общение является основной формой коммуникативной деятельности библиотекаря и представляет собой особую форму взаимодействия между библиотекарем и читателем.

В последнее время специалисты отмечают изменения в сущности библиотечного общения, акцентируя при этом внимание на вопросах, связанных с интенсивной компьютеризацией процесса библиотечного обслуживания и психологической безопасности.

Библиотекарю для организации оптимального процесса общения необходимо владеть основными коммуникативными средствами, которые специалисты подразделяют на вербальные и невербальные. Коммуникативная компетентность включает в себя знание (и овладение) законами и свойствами общения, умения и навыки реализации этих знаний в каждом из компонентов общения, личную культуру (способность к саморазвитию, самоконтролю, самокор­рекции в общении).

На сегодняшний момент существует достаточно большое количество проблем, связанных с коммуникативной деятельностью библиотекаря. Среди наиболее значимых следует отметить низкое качество коммуникативной и психологической подготовки библиотечных работников в учебных заведениях и определенная мифологизированность библиотечного сознания, мешающая библиотекарям относиться к проблемам читателей адекватно и создающая барьеры в процессе общения. Как следствие, специалисты предлагают внести изменения в процесс подготовки библиотекарей (особенно обслуживающих отделов).

Процесс организации общения непосредственно связан с библиотечной этикой, которая, в свою очередь базируется на общечеловеческих принципах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал