![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативный подход к профессии библиотекаря
Специфика библиотечной деятельности заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически трансформируется во все виды и формы общественных отношений и деятельности людей, прямо или косвенно затрагивает все общество. Выявлению этих проблем, их решению помогает установление и поддержание контактов с потребителями библиотечных услуг. Для того чтобы эффективно выполнять профессиональные обязанности, библиотекари должны владеть на высоком уровне умениями и навыками коммуникативной деятельности. К тому же переход на новые носители информации, последовавший за периодом принятия библиотечной общественностью международных норм, этических стандартов библиотечного общения создал условия для смены парадигмы отношений «пользователь – библиотекарь»: вместо традиционно предписываемой роли руководителя чтения, идеологического работника, библиотекарем осваивается роль консультанта, соответственно меняется его коммуникативная роль. В связи с этим проблема исследования коммуникативных основ деятельности библиотекаря становится актуальной. Библиотечное обслуживание представляет собой совместную деятельность библиотекаря и читателя и является по существу общением, коммуникативным актом, эффективность которого в наибольшей степени зависит от коммуникативных навыков и коммуникативной культуры библиотекаря. Библиотечное общение является основной формой коммуникативной деятельности библиотекаря и представляет собой особую форму взаимодействия между библиотекарем и читателем. В последнее время специалисты отмечают изменения в сущности библиотечного общения, акцентируя при этом внимание на вопросах, связанных с интенсивной компьютеризацией процесса библиотечного обслуживания и психологической безопасности. Библиотекарю для организации оптимального процесса общения необходимо владеть основными коммуникативными средствами, которые специалисты подразделяют на вербальные и невербальные. Коммуникативная компетентность включает в себя знание (и овладение) законами и свойствами общения, умения и навыки реализации этих знаний в каждом из компонентов общения, личную культуру (способность к саморазвитию, самоконтролю, самокоррекции в общении). На сегодняшний момент существует достаточно большое количество проблем, связанных с коммуникативной деятельностью библиотекаря. Среди наиболее значимых следует отметить низкое качество коммуникативной и психологической подготовки библиотечных работников в учебных заведениях и определенная мифологизированность библиотечного сознания, мешающая библиотекарям относиться к проблемам читателей адекватно и создающая барьеры в процессе общения. Как следствие, специалисты предлагают внести изменения в процесс подготовки библиотекарей (особенно обслуживающих отделов). Процесс организации общения непосредственно связан с библиотечной этикой, которая, в свою очередь базируется на общечеловеческих принципах.
|