Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа Церкви






Согласно Библии Церковь учреждена Самим Богом. Она названа «Церковью Божией» (Деян. 20: 28; 1 Кор. 1: 2). Иисус наделил Церковь Божественным авторитетом (Мф. 18: 17, 18). Природу христианской Церкви можно лучше понять, если обратиться к ее ветхозаветным истокам и различным сравнениям, которые используются в Новом Завете применительно к ней.

Корни христианской Церкви. Ветхий Завет изображает Церковь как организованное сообщество народа Божьего. С давних времен богобоязненные семьи – потомки Адама, Сифа, Ноя, Сима и Авраама были хранителями Божьей истины. Эти семьи, в которых отец выполнял роль священника, были своего рода Церковью в миниатюре. Бог исполнил щедрые обетования, данные Аврааму. Таким образом, это верное Богу семейство постепенно стало целой нацией. Весь израильский народ должен был осуществлять то, к чему призван был Авраам: служить благословением всем народам (Быт. 12: 1–3), являя Божью любовь ко всему миру.

Народ, который Бог вывел из Египта, был назван «Церковью (или «собранием») в пустыне» (Деян. 7: 38). Сам Бог именовал их «царством священников и народом святым» (Исх. 19: 5), Божьим «святым народом» (Втор. 28: 9; ср. Лев. 26: 12) – Его Церковью.

Бог поселил их в Палестине – в центре основных мировых цивилизаций. Палестина была точкой пересечения трех великих континентов – Европы, Азии и Африки. Иудеи призваны были «служить» другим народам. Они должны были приглашать эти народы присоединиться к себе как к Божьему народу. Другими словами, Бог вызвал их для того, чтобы призвать к ним другие нации (Исх. 56: 7). Через Израиля Он хотел создать самую большую Церковь на земле, Церковь, в которой представители всех народов мира могли бы совершать богослужение, познавать истинного Бога и затем, возвращаясь к своему народу, благовествовать весть спасения.

Несмотря на постоянную Божью заботу, Израиль впал в идолопоклонничество, национализм, гордость, эгоизм и замкнулся в себе. Божий народ не исполнил своего назначения.

Рождение Иисуса Христа в мир было для Израиля поворотным моментом. Избранный народ ожидал такого Мессию, Который освободил бы их от власти иноземцев, а не Того, Кто мог даровать им внутреннюю свободу. Предав смерти Иисуса Христа, Израиль явил миру свою духовную несостоятельность. Голгофа стала наглядным свидетельством внутренней испорченности этого народа. Словами: «Нет у нас царя кроме кесаря!» (Ин. 19: 15) они отказались от Божьего руководства в жизни своей нации.

На кресте две противоположные миссии достигли своей кульминации. Первая – миссия Церкви, которая показала свою полную несостоятельность. Церковь была настолько поглощена собой, что не узнала Того, Кто основал ее. Вторая – миссия Христа – была столь преисполнена любовью к людям, что Христос умер вместо них, чтобы дать им спасение и вечную жизнь.

В то время как крест ознаменовал собою конец миссии Израиля, воскресение Христа положило начало христианской Церкви и ее миссии: провозглашению благой вести спасения через Христа. Не выполнив своей задачи, иудеи стали одним из всех остальных народов и потеряли свое особое предназначение – быть Божьей Церковью. На их место Бог поставил новый народ – Церковь, которая должна была теперь осуществлять Его миссию в мире (Мф. 21: 41, 43).

Новозаветная Церковь состоит из обращенных людей всех национальностей, которые верят в Иисуса Христа4. Следователь, истинный Израиль – это все люди, которые верою принимают Христа (см. Гал. 3: 26–29). Апостол Павел наглядно изображает живую связь между верой обращенных иудеев и христиан из язычников следующим символом: культурной и дикой маслиной. Иудеи, не принимающий Христа, больше не являются детьми Божьими (Рим. 9: 6–8). Они представлены здесь ветвями, отсеченными от хорошей маслины, в то время как иудеи, принявшие Христа, остаются на ней. Апостол Павел изображает язычников, которые принимают Христа, ветвями дикой маслины, привитыми к хорошему дереву (Рим. 11: 17–25). Он учит этих новых христиан, обращенных из язычников, уважать Божественное наследие, заповеданное избранникам Божьим: «Если корень свят, то и ветки. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя» (Рим. 11: 16–18).

Новозаветная Церковь значительно отличается от ее ветхозаветной предшественницы. Апостольская Церковь стала независимой от израильской нации организацией. Национальные различия потеряли свою актуальность, Церковь стала вселенской. Вместо национальной появилась миссионерская Церковь, существующая для того, чтобы выполнить первоначальный Божий замысел. Ее основатель, Иисус Христос, поручил Своим последователям: «Научите все народы» (Мф. 28: 19).

Церковь в сравнительных описаниях. Новозаветные сравнения, используемые применительно к Церкви, позволяют более полно судить о ее природе.

1 Церковь сравнивается с единым организмом. Сравнение Церкви с человеческим телом подчеркивает ее единство и живую действенную взаимосвязь каждого члена с этим единым организмом. Крест «в одном теле» примиряет всех верующих «с Богом» (Еф. 2: 16). Посредством Святого Духа они «крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 13) – Церковь. Церковь – это также тело Самого Христа (Еф. 1: 23). Таким образом, Христос наделял верующих в Него Своей полнотой. Верующие являются членами Его тела (Еф. 5: 30). Следовательно, Он дает духовную жизнь каждому истинному верующему посредством Своей силы и благодати. Христос есть «глава тела» (Кол. 1: 18) и «глава Церкви» (Еф. 5: 23).

В Своей любви Бог дал каждому члену Своей Церкви по крайней мере один духовный дар, посредством которого христианин может совершать для Бога жизненно важное служение. В организме человека важна функция каждого органа, так и в жизни Церкви: успешное завершение церковной миссии зависит от того, насколько полно проявится каждое духовное дарование, которым наделены члены Церкви. Может ли быть полноценным тело без сердца, глаз или рук? Если члены Церкви не используют свои дарования, Церковь будет либо мертвой, либо ущербной. Но эти особые, Богом данные дары не являются самоцелью (см. 16-ю гл. этой книги).

2. Церковь сравнивается с храмом. Церковь – это «Божье строение», «храм Божий», в котором пребывает Дух Святой. Иисус Христос является его основанием или «краеугольным камнем» (1 Кор. 3: 9–16; Еф. 2: 20). Это нерукотворный храм, он быстро растет и развивается. Подобно тому, как Христос, по словам Петра, является «живым камнем», так и верующие представляют собой «живые камни», из которых состоит «дом духовный» (1 Петр. 2: 4–6).

Строение еще не завершено. Новые живые камни занимают свои места в этом удивительном храме, или, другими словами, «устрояются в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 22).

Апостол Павел настоятельно призывает верующих использовать для возведения этого храма лучшие строительные материалы, чтобы храм мог выдержать «огненное испытание» в День Суда (1 Кор. 3: 12–15). Сравнение Церкви с храмом подчеркивает ее святость независимо от того, идет ли речь о небольшой местной общине или всемирном братстве. Как сказал Павел, Божий храм свят. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3: 17). Тесные связи с неверующими, заметил Павел, противоречат ее святости, а потому необходимо избегать подобных союзов, «ибо какое общение праведности с беззаконием?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6: 14, 16). (Его совет относится как к деловым, так и к брачным отношениям). К Церкви следует относится с большим уважением, потому что Сам Бог изливает на нее Свою особую любовь и внимание.

3. Церковь сравнивается с невестой. В Писании Церковь представлена невестой, а Господь – ее женихом. Господь дает торжественную клятву: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, и благости, и милосердии» (Ос. 2: 19). «Я сочетался с вами» – уверяет Он (Иер. 3: 14).

Павел также использует сравнение: я «представляю» вас «Христу чистою девою» (2 Кор. 11: 2). Христова любовь к Своей Церкви настолько глубока и постоянна, что Он предал Себя в жертву, чтобы «освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф. 5: 26).

Через освящающее воздействие Слова Божия (Ин. 17: 17) и водного крещения Христос может очистить каждого, кто принадлежит Его Церкви, заменив наши запятнанные одежды одеждой Своей совершенной праведности. Следовательно, Он может приготовить Церковь достойной быть Его невестой – «Славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 27). Но лишь тогда, когда Он придет во второй раз, Церковь облечется полнотою славы и великолепия.

4. Церковь сравнивается с «горним Иерусалимом». В Писании город Иерусалим назван Сионом. В нем Бог пребывает со Своим народом (Пс. 9: 12). С Сиона дается спасение (Пс. 13: 7; Пс. 52: 7). Этот город должен стать «радостью всей земли» (Пс. 47: 2).

Новый Завет сравнивает Церковь с небесным Иерусалимом, духовным прообразом земного Иерусалима (Гал. 4: 26). Граждане этого Иерусалима имеют «жительство на небесах» (Флп. 3: 20). Они названы «детьми обетования», «рожденными по духу», и живут в свободе, которую даровал им Христос (Гал. 4: 28, 29; 5: 1). Живущие в этом городе осознали всю тщетность найти «оправдание законом» (Гал. 4: 22, 26, 31; 5: 4), и поэтому единственным их стремлением и надеждой является «праведность по вере». Они понимают, что во Христе Иисусе небесное гражданство дается им «верою, действующею любовью» (Гал. 5: 5, 6).

Принадлежащие к этому славному обществу «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12: 22, 23).

5. Церковь сравнивается с семьей. Согласно Св. Писанию Церковь на небесах и на земле – это единая семья (Еф. 3: 15). Два ярких библейских сравнения показывают, каким образом люди могут присоединиться к этой семье: получить усыновление (Рим. 8: 14–16; Еф. 1: 4–6) или новое рождение (Ин. 3: 8). Через веру во Христа рожденные свыше христиане не являются больше рабами. Они становятся детьми Небесного Отца (Гал. 3: 26–4: 7), живущими под сенью Нового Завета. Теперь они «свои Богу» (Еф. 2: 19) и «свои» собратьям по вере (Гал. 6: 10).

Члены Его семьи обращаются к Богу как своему «Отцу» (Гал. 4: 6) и относятся друг к другу как братья и сестры (Иак. 2: 15; 1 Кор. 8: 11; Рим. 16: 1). Апостол Павел, приобщивший многих к церковной семье, считал себя их духовным отцом. «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», – «возлюбленными детьми» (1 Кор. 4: 14; ср. Еф. 5: 1).

Церкви присуще особое качество, характерное для семьи, – братское общение. Христианское общение («койнониа», греч. ориг.) – это не просто социальная общность людей, а совместное «участие в благовествовании» (Флп. 1: 5). Оно включает в себя как общение с Богом Отцом, Его Сыном и собратьями – верующими (1 Ин. 1: 3, 7). Всякому, кто присоединяется к этой семье, ее члены подают так называемую «руку общения» (Гал. 2: 9).

Сравнение Церкви с семьей говорит о том, что Церковь – это общество, которому естественно заботиться о людях, где «они любимы, уважаемы и ценимы» как личности. «В Церкви люди сознают, что они нуждаются друг в друге. Церковь способствует росту дарований. В ней люди возрастают, и каждый находит удовлетворение своим чаяниям»5. Принадлежность к Церкви предполагает также определенную ответственность, уважение к духовным родителям, заботу о духовных братьях и сестрах. И наконец, быть членом Церкви – значит любить всех своих собратьев преданно и самозабвенно, подкрепляя и поддерживая друг друга.

Несмотря на то что к церковной семье принадлежат люди очень разные по склады своего характера, они смогут испытывать истинное наслаждение, общаясь друг с другом. Члены церковной семьи учатся жить в единстве, не утрачивая в то же время своей индивидуальности.

6. Церковь сравнивается со столпом и основанием истины. Церковь живого Бога есть «столп и утверждение (основание, англ. пер.) истины» (1 Тим. 3: 15). Оно является хранилищем и оплотом истины, защитницей ее от нападок врагов. Однако истина не есть нечто раз и навсегда постигнутое, она развивается. Если члены Церкви заявляют, что они обладают новым светом, новой доктриной или новым толкованием Писаний, то члены, имеющие духовный опыт, должны испытать это новое учение мерилом Писания (см. Ис. 8: 20). Если новый свет согласуется с этим мерилом, то Церковь должна принять его, если нет – отвергнуть. Все члены Церкви должны согласиться с этим основанием на Библии решением, ибо «при многих советниках» народ «благоденствует» (Притч. 11: 14).

Распространяя истину, то есть свидетельствуя о ней, Церковь становится «светом мира», «солью земли», «городом, стоящим на верху горы», который «не может укрыться» (Мф. 5: 13–15).

7. Церковь сравнивается с воинственной и побеждающей армией. Церковь на земле подобна сражающейся армии. Она призвана бороться против духовной тьмы: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12). Христианам следует «облечься во всеоружие Божие», чтобы они «могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6: 13).

Веками Церковь должна была сражаться как против внутреннего, так и против внешнего врага (см. Деян. 20: 29, 30; 1 Тим. 4: 1). Она шагнула далеко вперед и добилась многих побед, но это еще не триумф. К сожалению, в Церкви еще много недостатков. Иисус показал несовершенства внутри Церкви с помощью такого сравнения: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13: 24, 25).

Пшеница и плевелы росли на поле вместе. Когда же слуги предложили выдернуть сорняки, хозяин сказал: «...чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы...» (Мф. 13: 29, 30). Бог приводит в Церковь обращенных людей, сатана приводит необращенных. Они оказывают соответствующее влияние на Церковь в целом: одни содействуют ее очищению, другие разлагают. Эта внутренняя борьба будет продолжаться до жатвы, до Второго пришествия.

Внешняя борьба Церкви также еще не окончена. Впереди ее еще ждут скорби и столкновения. Сатана, зная, что немного у него остается времени, свирепствует против Божьей Церкви (Откр. 12: 12, 17). Библия предупреждает, что он наведет на нее «время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Но Христос вступится за Свой верный народ, и «спасутся... все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12: 1). Иисус уверяет нас, что «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24: 13).

Триумф Церкви будет вполне очевиден при Втором пришествии Христа. Именно в то же время Он сможет представить ее «Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5: 27). Искупленные всех веков будут встречать Его, когда Он явится во славе.

Церковь видимая и невидимая. Термины видимая и невидимая Церковь используются для того, чтобы показать две ипостаси, в которых предстает Церковь. Сравнения, о которых шла выше речь, относятся главным образом к видимой Церкви.

1. Видимая Церковь. Видимая Церковь – это церковная организация, которая призвана Богом для служения. Она исполняет великое поручение Христа: несет Евангелие миру (Мф. 28: 18–20) и приготавливает людей к Его славному возвращению (1 Фес. 5: 23; Еф. 5: 27).

Церковь избрана Богом для особого свидетельства. Она просвещает мир и служит так, как служил Христос, благовествуя нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя слепым прозрение, отпуская измученных на свободу, проповедуя лето Господне благоприятное (Лк. 4: 18, 19).

2. Невидимая Церковь. Невидимая Церковь, названная также Церковью вселенской, состоит из всего Божьего народа по всему миру. К ней принадлежат верующие видимой Церкви и многие, кто живет согласно свету, дарованному им Христом, хотя они и не числятся в церковной организации (Ин. 1: 9). В эту последнюю группу входят те, кто никогда не имел возможности узнать истину об Иисусе Христе, но кто откликнулся на призыв Святого Духа и «по природе законное делает» (Рим. 2: 14).

Само существование невидимой Церкви показывает, что служение Богу – это в высшем смысле духовное понятие. «Истинные поклонники, – сказал Иисус, – будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23). Поскольку истинное поклонение Богу духовно, люди не могут со всей точностью определить, кто принадлежит Божьей Церкви, а кто нет.

Посредством Духа Святого Бог ведет Свой народ из невидимой Церкви к единению с Церковью видимой. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10: 16). Только в видимой Церкви они могут узнать полноту Божьей истины, братскую любовь и радость общения, потому что Он дал видимой Церкви духовные дары, которые укрепляют ее членов: каждого лично и все братство в целом (Еф. 4: 4–16). Первым опытом, которые пережил Павел после своего обращения, было знакомство с видимой Церковью Божией, а затем и приобщение к ее служению (Деян. 9: 10–22). И сегодня Бог чудесным образом ведет Свой народ в Свою видимую Церковь, отличительным признаком которой является верность Божьим заповедям и вера в Иисуса. Став членами этой Церкви, новообращенные смогут участвовать в завершении Божьей миссии на земле (Откр. 14: 12; 18: 4; Мф. 24: 14; см. 12-ю гл. этой книги). Понятие «невидимая Церковь» также включает в себя единство Церкви небесной и земной (Еф. 1: 22, 23) и Церковь, сокрытую в течение долгого времени преследований (Откр. 12: 6, 14).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал