Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математическая модель транспортной задачи
Общая постановка транспортной задачи. Пусть имеется m () поставщиков, располагающих некоторой однородной продукцией в объемах , , единиц соответственно, которая должна быть доставлена n (j = ) потребителям с объемами потребления по единиц. Задана матрица , где – стоимость перевозки единицы продукции от i-го поставщика j-му потребителю, называемой матрицей тарифов (издержек или транспортных расходов). Требуется составить план перевозок , т. е. найти, сколько единиц продукции должно быть отправлено из i-го пункта отправления в j-й пункт потребления так, чтобы суммарные издержки на перевозки были минимальными. При этом продукция от производителей должна быть полностью вывезена, а потребности потребителей должны быть удовлетворены. Для наглядности условия транспортной задачи можно представить в виде распределительной таблицы (таблица 5.1). Таблица 5.1
Если , то задача называется закрытой, в противном случае – т.е. если или - открытой. Построим математическую модель закрытой задачи. Для этого обозначим через – количество груза, перевозимого от i -го поставщика j -му потребителю. Требуется построить планперевозок продукции, матрицу , . При этом целевая функция, описывающая общие суммарные затраты, связанные с реализацией плана перевозок, должна стремиться к минимуму: (5.1) Запишем ограничения, которым должны удовлетворять переменные величины , учитывая, что: а) запасы продукции у поставщиков должны быть полностью вывезены: , ; (5.2) б) запросы потребителей должны быть полностью удовлетворены: , ; (5.3) в) должны быть устранены обратные перевозки – условие неотрицательности: , , . (5.4) Матрицу , удовлетворяющую ограничениям (5.2)-(5.4), называют допустимым планом перевозок, а переменные – допустимыми перевозками. Таким образом, транспортная задача формулируется так: требуется найти среди допустимых планов перевозок такой план, который доставляет целевой функции (5.1) минимальное значение. Допустимый план Х, доставляющий целевой функции (5.1) минимальное значение, называется оптимальным. Транспортную задачу можно сформулировать и в сетевой форме. Отрезок или линию, соединяющую i -го поставщика с j -м потребителем, назовем коммуникацией и обозначим (ij) или (). Если на всех коммуникациях (ij) поставлены величины перевозок , то получим транспортную сеть. Графический способ задания транспортной задачи указан на рис. 5.1.
|