![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели матричных игр и их решение в чистых стратегиях
Рассмотрим парную игру (игру двух лиц), в которой у каждого из двух игроков А и В конечное число чистых стратегий. Пусть игрок А располагает m чистыми стратегиями Описанная выше игра является парной игрой с нулевой суммой, в которой выигрыш одного игрока равен проигрышу другого. Если известны значения Таблица 6.1
Платежная матрица – это табличная запись функции выигрыша. Игра с платежной матрицей называется матричной или прямоугольной. Отдельная партия в такой игре реализуется следующим образом: игрок А выбирает одну из своих чистых стратегий – одну из строк платежной матрицы. Не зная результата его выбора, игрок В выбирает один из столбцов – свою чистую стратегию. Элемент матрицы, стоящий на пересечении выбранных строки и столбца, определяет выигрыш игрока А (проигрыш игрока В). Цель игроков – выбор наиболее выгодных стратегий, доставляющих игроку А максимальный выигрыш, а игроку В минимальный проигрыш. Считается, что каждый игрок считает своего противника разумным и стремящимся помешать ему достичь наилучшего результата. Стратегия игрока А называется оптимальной, если при ее применении выигрыш игрока А не уменьшается, какими бы стратегиями ни пользовался игрок В. Стратегия игрока В называется оптимальной, если при ее применении проигрыш игрока В не увеличивается, какие бы стратегии ни применял игрок А. С учетом этого игрок А анализирует матрицу выигрышей следующим образом: для каждой своей чистой стратегии Число α, определяемое по формуле (6.1) называется нижней чистой ценой игры (максимином), и показывает, какой минимальный выигрыш может получить игрок А, применяя свои чистые стратегии при любых действиях игрока В. Соответствующая стратегия А Игрок В старается уменьшить проигрыш, поэтому для каждой чистой стратегии
Число β называется верхней чистой ценой игры (минимаксом) и показывает, какой максимальный проигрыш, вследствие использования чистых стратегий, может быть у игрока В. Соответствующая стратегия Таким образом, игрок А обеспечивает выигрыш не менее α, а игрок В может не позволить игроку А выиграть больше, чем β. Принцип осторожности диктует игрокам выбор максиминной Таблица 6.2
Теорема 6.1. В матричной игре нижняя чистая цена игры не превосходит верхней чистой цены игры: α ≤ β. Действительно, так как Если в матричной игре нижняя и верхняя чистые цены игры совпадают (т. е. α = β), то говорят, что эта игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры v = α = β. Пара чистых стратегий ( Седловой элемент Поэтому, если игрок А отклонится от своей максиминной стратегии, то это приведет к уменьшению выигрыша. Если игрок В отклонится от своей минимаксной стратегии, то его проигрыш может возрасти. Следовательно, если в матричной игре есть седловой элемент, то наилучшими стратегиями для игроков являются их минимаксные стратегии: Пример 6.1. Найти максиминную и минимаксную стратегии в игре с матрицей
Решение. Составим платежную матрицу
и выпишем в последнем столбце минимальные по строкам элементы Наибольшим из них является 0, т. е. В последней строке таблицы приведены максимальные элементы соответствующих столбцов Минимаксной для игрока В является стратегия Седловой точки игра не имеет, т. е. игра не имеет оптимальных чистых стратегий и она не имеет чистой цены игры. Решение игры затрудняется. Пример 6.2. Фирмы Решение. Примем фирмы Из условия задачи следует, что если фирма Если Если Тогда выигрыши
Таблица 6.3
Определим нижние и верхние чистые цены игры (табл. 6.3): В данном случае имеем две седловые точки Таким образом, фирма
|