![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признак разрешимости транспортной модели
Теорема 5.1. Для того чтобы транспортная модель имела допустимые планы, необходимо и достаточно выполнения равенства:
Доказательство. Необходимость. Пусть система (5.2) и (5.3) совместимы, тогда, сложив элементы матрицы Достаточность. Пусть Они удовлетворяют всем ограничениям задачи. Действительно, просуммировав по i:
просуммировав по j: Таким образом, допустимый план существует. Теорема доказана. Если модель транспортной задачи открытая, т. е. если:
то ее можно преобразовать в закрытую. В случае если запасы поставщиков больше потребностей получателей
Тарифы Если потребности превышают запасы Тарифы Построение начального опорного плана Рассмотрим матрицу системы ограничений (5.2)-(5.3) транспортной модели:
Специфика матрицы системы ограничений состоит в следующем: 1) коэффициенты при неизвестных во всех ограничениях равны 1; 2) каждая неизвестная величина встречается только в двух уравнениях: раз в системе (5.2), раз в системе (5.3); 3) система уравнений симметрична относительно всех переменных Для транспортной модели важное значение имеет следующая теорема. Теорема 5.2. Ранг матрицы транспортной модели на единицу меньше числа уравнений: Из теоремы 5.2 следует, что каждый опорный план должен иметь mn – (m + n – 1) = (m – 1)(n – 1) свободных переменных, равных нулю, и m + n – 1 базисных переменных. Отметим, что: 1) допустимый план транспортной модели является опорным тогда и только тогда, когда из занятых этим планом клеток нельзя образовать ни одного замкнутого цикла; 2) если имеем опорный план, то для каждой свободной клетки можно образовать и притом только один замкнутый цикл, содержащий данную клетку и некоторую часть занятых клеток. Назовем замкнутым циклом непрерывную замкнутую ломаную линию, вершины которой находятся в клетках матрицы, а звенья расположены вдоль строк и столбцов, при этом каждое звено соединяет две клетки цикла, одно из них располагается по строке, а другое по столбцу. Примеры циклов:
План перевозок транспортной модели будем отыскивать непосредственно в распределительной таблице. Причем, если переменная Существуют следующие способы построения начального опорного плана: 1) правило «северо-западного угла»; 2) правило «минимального элемента»; 3) метод Фогеля. Рассмотрим правило «минимального элемента». Сущность этого правила состоит в том, что на каждом шаге осуществляется максимально возможное «перемещение» продукции в клетку с минимальным тарифом
Метод потенциалов построения оптимального опорного плана После того, как построен начальный опорный план, нужно определить, является ли он оптимальным. Для определения оптимальности плана пользуются следующей теоремой: Теорема 5.3. Если план Числа Из этой теоремы следует, что для оптимального плана транспортной модели каждой заполненной клетке в распределительной таблице соответствует сумма потенциалов, равная тарифу этой клетки, а каждой свободной клетке соответствует сумма потенциалов, не превышающая тарифа этой клетки. В соответствии с теоремой 5.3 каждому поставщику (каждой строке) ставим в соответствие некоторое число Числа Так как количество всех чисел Затем определяем. о ценки свободных клеток Если оценки свободных клеток отрицательны, то это указывает на перспективность клеток, загрузка которых приведет к улучшению плана (положительные и нулевые оценки исключают возможность улучшения плана). Для наиболее перспективной клетки (с наименьшей оценкой) строится замкнутый цикл, вершинам которого приписываются чередующие знаки (свободной клетке приписывается положительный знак). В клетках, соответствующих отрицательным вершинам, отыскивается наименьший груз, который и перемещается по клеткам замкнутого цикла, т. е. прибавляется к поставкам В новом плане вновь определяются потенциалы строк и столбцов и вычисляются оценки свободных клеток. Когда среди оценок не окажется больше отрицательных, полученный план будет оптимальным. Алгоритм метода потенциалов имеет вид: 1) построить опорный план перевозок по одному из правил; 2) вычислить потенциалы 3) определить оценки 4) если все 5) если существуют отрицательные оценки свободных клеток, то план не оптимален. Находим наименьшую из отрицательных оценок: 6) клетка ( 7) Строится цикл пересчета. Из клеток отрицательного полуцикла вычитаем значение θ, а к перевозкам клеток положительного полуцикла прибавляем
и т.д. до получения неотрицательных оценок Пример 5.1. Решить транспортную задачу методом потенциалов. Данные приведены в таблице 5.2. Требуется составить план перевозок Решение. Найдем план перевозок, не составляя математической модели. Начальный опорный план будем строить в распределительной таблице по наименьшему тарифу. Наименьший тариф Таблица 5.2
Наименьший тариф оставшейся части Так как при построении опорного плана занятых клеток 5 < m + n – 1 = 6, то в свободную клетку, которой соответствует наименьший тариф, заносится «базисный» нуль и эта клетка считается занятой. Таким образом, получили 6 заполненных клеток, которые не образуют цикла. Следовательно, план опорный. Определяем потенциалы
Пусть
Находим оценки свободных клеток
Построенный план перевозок не является оптимальным, так как среди оценок свободных клеток имеются отрицательные, Для свободной клетки (3; 4) строим замкнутый цикл, который включает клетки: (3; 4), (3; 2), (1; 2), (1; 1), (2; 1), (2; 4), (3; 4). Их m + n = 3 + 4 = 7. Свободной клетке приписывается знак «+», в следующей (по часовой или против часовой стрелки) – «минус», в следующей «плюс» и т.д. Знаки вершин цикла чередуются. В отрицательных вершинах цикла выбираем наименьшее значение поставки θ = Клетки, которые не находятся в вершинах цикла, остаются без изменения. Процесс сдвига по циклу меняет план, но план остается опорным. Действительно, цикл, по которому производится сдвиг, содержит в каждом ряде только по две вершины. Баланс не нарушается. После сдвига клетка отрицательного полуцикла с минимальной перевозкой исключается из числа заполненных, а в перспективной клетке, включенной в набор, окажется θ = =20. Всего заполненных клеток остается m + n – 1. Новый план будет ацикличным, так как единственный цикл нарушается исключением клетки (3; 2). Полученный план – опорный. Переход к новому опорному плану осуществляется по формуле:
Для опорного плана Таблица 5.3
Определяем потенциалы для загруженных клеток:
Пусть Находим оценки свободных клеток:
Построенный план не является оптимальным, так как среди оценок есть отрицательные: ∆ Условие оптимальности нарушается в клетке (1; 4). Клетку (1; 4) отмечаем знаком Для опорного плана Таблица 5.4
Для опорного плана
Пусть Находим оценки свободных клеток:
Условие оптимальности нарушается в клетке (2; 2). так как ∆ Для опорного плана Таблица 5.5
Для опорного плана Х
Пусть Находим оценки свободных клеток:
Полученный план перевозок
Замечания: 1. Многие задачи экономики: · об оптимальном распределении производства изделий между предприятиями; · о рациональном закреплении механизмов за определенными видами работ; · об оптимальном использовании транспорта; · об оптимальном распределении посевных площадей; · об оптимальных назначениях и др. не являются транспортными в физическом смысле, хотя в математическом отношении, подобны транспортным задачам. Поэтому для их решения можно использовать метод потенциалов. 2. Если в задачах транспортного типа определяется максимум целевой функции, то при составлении начального опорного плана в первую очередь заполняются клетки с наиболее высокими значениями показателя критерия оптимальности. Выбор клетки, подлежащей заполнению при переходе от одного опорного плана к другому, производится по положительной оценке. Оптимальным будет опорный план, для которого оценки свободных клеток неположительны (
|