Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житейская и научная психология. Основные отрасли психологии






Житейская Ψ логия- это обобщенный индивидуальный опыт, накапливаемый случайно в связи с тем жизненным путем, который ведет человек. Знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Знания носят интуитивный характер, обусловленный способом их получения- случайным опытом и его субъетивным анализом на бессознательном уровне. Знания передаются с большим трудом, сохраняются в традициях, обрядах.

Научная Ψ логия - целенаправленное накопление знаний, инструментально оснащенное, с последующей проверкой. Научная Ψ логия стремится к обобщению, научное познание основано на экспертизе, а полученные знания рациональны и осознанны; знание передается с помощью системы научных понятий. Научная Ψ логия располагает разнообразным и уникальным фактическим материалом.

 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

2. Формы взаимодействия человека с миром.

 

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – начала 30-х гг ХХ века. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева. Главный тезис, характеризующий теорию: не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.

Деятельность – одна из форм взаимодействия человека с миром. Деятельность активно-познавательный способ взаимодействия со средой. Деятельность можно определить как специфический вид актив­ности человека, направленный на познание и творческое преобразо­вание окружающего мира, включая самого себя и условия своего су­ществования.

Деятельность осуществляется в соответствие с принципом максимальной эффективности. Деятельность побуждают потребности.

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристи­ки: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обыч­но выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действие м называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности.

 

Леонтьев показал, что деятельность возникла как совместная деятельность, при которой каждому из ее участников была распределена определенная функция.

Субстратом в системе деятельности будут люди и объекты, с которыми они взаимодействуют. Структурой деятельности будет устойчивая система связей и отношений между субстратными элементами. Действия, которые выполняет участник совместной деятельности и направляет их на объект или своего партнера – это актуальные функциональные связи этого человека с другими субстратами элемента действия.

В системе деятельности можно выделить:

С—С (люди распределяют функции взаимодействия между собой)

С—О (люди направляют свои действия на объекты)

С—в случае неудачных действий человек обращает свое сознание на себя и изменяет действие.

Совокупность этих отношений складывается в структуру деятельности.

Таким образом можно выделить три вида управления деятельностью:

Субстратное – замена персонала, замена объекта или предмета деятельности.

Структурное – перераспределение функций между участниками.

Концептуальное – смена основной цели, профиля взаимодействия с миром.

 

Постепенно при накоплении опыта в деятельности отрабатывается состав действий, в которых реализуется соответствующие отношения между субстратными элементами деятельности. Состав действий упорядочивается в определенную устойчивую последовательность, что происходит не случайно, а в соответствие с психологическими особенностями человека, его темпераментом, основными ценностями и ориентациями. Устойчивая отработанная упорядоченность действий, адекватная темпераменту и ценностным ориентациям человека, называется индивидуальным стилем деятельности.

Деятельность и поведение различаются по своему мотиву или главной целевой функции. Для деятельности это максимальная эффективность, для поведения—максимальная качественная определенность. Единицей деятельности выступает действие, поведения поступок.

 

 

Выделяют три уровня деятельности:

1. низший уровень – уровень операций. Операция – конкретный способ осуществления действия.

уровень действий.

2. Действия – такая единица деятельности, с помощью которой осуществляется какая-то определенная промежуточная цель.

высший уровень – уровень деятельности.

3. Деятельность – такой вариант взаимодействия с миром, когда цель совпадает с мотивом.

 

Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом.

Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность.

Мотив – опредмеченная потребность. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане мы называем мотивом деятельности. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Цель представление субъекта о продукте, который удовлетворяет потребность.

Цель как представление субъекта о продукте строится на основе объекта; объект — это то, что должно в конечном счете превратиться в необходимый субъекту продукт, либо непосредственно удовлетворяющий исходную потребность, либо в результате обмена.

В процессах контроля и оценки проверяется реализация продукта, причем не только в конечном итоге, но и в самом процессе его получения; последовательные состояния продукта управляют этими процессами.

Цель делится на действия (такие единицы деятельности, с помощью которых осуществляется какая-то промежуточная цель), действия на задачи. +личностный смысл – значение, которое придает субъект деятельности.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев. Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

 

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Общение первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.

Игра это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеаль­ного продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).

Существует несколько типов игр: Индивидуаль­ные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Пред­метные игры связаны с включением в игровую деятельность чело­века каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по оп­ределенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ро­левые игры допускают поведение человека, ограниченное определен­ной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с прави­лами регулируются определенной системой правил поведения их уча­стников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное об­щество, создал предметы материальной и духовной культуры, пре­образовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного раз­вития.

 

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым пред­метным содержанием. Во-вторых, у деятель­ности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе раз­вития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

 

Существуют устойчивые свойства у объектов и явлений, с которыми взаимодействует человек. Эти свойства не зависят от субъекта деятельности – они объективны. Существуют объективные законы, т.е. устойчивые отношения между объектами и явлениями. Существуют различные формы психического отражения.. Эта предпосылка субъективна, она зависит от самого субъекта.

Интериоризация – развитие внутренней стороны деятельности параллельно с сокращением внешней стороны.

Экстериоризация – переход от внутренней стороны к внешней.

 

Образующиеся в результате упражнения тренировки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека и являются навыками. Необходимо различать понятие навык от понятия умение. Умение представляет собой сложное психическое образование. Оно формируется на основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Для навыка как автоматизированного действия характерна стереотипность. Умение, напротив, проявляется в решении новых задач. Умения и навыки развиваются в непрерывной связи.

Навыки образуются посредством упражнения. Упражнение – это обучение, т.е. не только закрепление, но и совершенствование. Ход выработки принято выражать в кривых упражнения. Могут быть с положительным и отрицательным ускорением. Кривая с отрицательным ускорением отражает ход обучения, при котором наиболее значительные успехи дает начальный период; каждый последующий период равной величины дает не равный, а прогрессивно относительно все меньший эффект. Положительное ускорение – наоборот.

Под интерференцией можно понимать влияние уже имеющихся у индивида навыков на образование новых. Это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность.

Под переносом понимают распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другие.

 

 

В целом обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей: 1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, " правильной" деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности - это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия - ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:

- построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);

- освоение отдельных действий;

- освоение множества действий и деятельности в целом.

2. Освоение деятельности по новому образцу (то есть формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:

освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;

осваивается новая деятельность в целом - на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

 

При этом можно говорить о " парадоксе" освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как " положено" (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку Индивидуальный стиль трудовой деятельности - " свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.'). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии " тылов" в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).

 

ПВК - сокращенное обозначение понятия " профессионально важные качества". Это те качества, по которым " хороший работник" на данном рабочем месте отличается от плохого. Это ключевое понятие для профессиоведения и ПРОФЕССИОГРАФИИ. Многие процедуры профессионального отбора (подбора) сводятся к учету ПВК. ПВК не сводятся только к ПСИХИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ: в число ПВК могут входить определенные антропометрические и биомедицинские характеристики человека. В частности, ПВК не сводятся только к СПЕЦИАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ (УМЕНИЯМ). Для некоторых профессий профессионально важными оказываются свойства ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА, социальные установки человека. Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психологические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих псилогических и психомоторных процессов), а также физические качества соответствующие требованиям к человеку какой-либо профессии, способствующие успешному овладению этой профессией (Марищук В.Л.).

Среди ПВК есть качества, которые независимо от профессии значимы:

- ответственность

- самооценка, самоконтроль

Самооценка входит в структуру самосознания. Формируется как средство целесообразного поведения и деятельности. Самооценка деятельности – оценка себя как субъекта деятельности, т.е. определение человеком своих возможностей, реального или потенциального выполнения как будущей, так и настоящей деятельности.

 

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности. Итак, в узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Структура ИСД состоит из ядра и пристройки к нему (или вокруг него). Ядро включает в себя типологические свойства нервной системы и состоит из свойств группы А (особенностей, благоприятствующих успеху в данной деятельности) и свойств группы Б (особенностей, препятствующих успеху в данной деятельности). Пристройка состоит из качеств, вырабатываемых человеком в ходе стихийных или осознанных поисков и включает свойства группы В (особенности компенсаторного значения) и свойства группы Г (особенности приспособления). Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых индивидом для осуществления цели. Поэтому стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие.

 

Предпосылками, при которых возможна выработка индивидуального стиля деятельности, являются: 1) наличие зоны неопределенности деятельности, возникающей в результате того, что одна и та же конечная цель может быть осуществлена при помощи различных движений, операций и промежуточных целей; 2) стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему движений, операций и промежуточных целей, благодаря которой достигается наибольшая для него успешность деятельности. Индивидуальный стиль выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфорта.

В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (Мерлин, 1986. С. 142):

 

1. Формирование " симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности.

2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития.

3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.

В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает " взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль трудовой деятельности - " свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. (Е.А.Климов " Введ. в псих. труда" - М., 1998. С. 43.);

 

" Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи" (Мерлин, 1986. С. 166-167).

При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс " распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности" (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем - осваивается деятельность в целом.

 

Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека. Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в " Основах общей психологии", где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. " Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал". В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как " высшие личностные образования", которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности. В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. " Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности". Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

* психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие * * силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

* жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни.

Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма.

Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции - функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания.

Проблема времени рассматривается Рубинштейном 1) с точки зрения " абсолютного" времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку. Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни.

Проблема критериев в становлении субъекта является продолжением исследований, начатых в этой области С.Л. Рубинштейном. Она выводит 1) на проблему уровней психической организации и 2) на вопрос об определении личности как субъекта деятельности. Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л. Рубинштейном в разные периоды своей творческой жизни, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал