Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский).
Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных – Высшие психические функции (ВПФ). Они составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием; формируются в ходе социальных взаимодействии. Т.о., согласно Выготскому, ВПФ, или сознание, имеют социальную природу. В концепции можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства. Вторая часть концепции может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. В ВПФ главной характеристикой выступает произвольность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью психологических орудий – знаков. Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Сам по себе знак не связан с конкретным видом деятельности, но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию, т.о. знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов. Третью часть концепции можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя, т.е произошла интериоризация. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Т.о, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Функции Со: - Отражательная (отражает внешний мир) - Порождающая или креативная (позволяет представить что-то, хотя этого нет) - Регулятивно-оценочная (нравится - не нравится, а также регуляция поведения) - Рефлексивная (поиск и придание смысла всему, Со способно отражать не только мир, но и само себя, процесс познания субъектом своих внутренних психических актов и состояний, что и является самосознанием – ядро, центр сознания, формируется достаточно поздно, отражает уникальность каждого субъекта). Свойства Со: - Активность - Интенциональность (направленность на что-либо) - Мотивационно-ценностный характер - Различные степени и уровни ясности - Диалогизм (диалог с самим собой) - Рефлексивность Структура Со: Леонтьев выделил 3 составляющих Со: 1) образ (чувственная ткань), 2) значение, 3) личностный смысл. Зинченко добавил еще один: 4) биодинамическая ткань движения и действия. Таким образом, получается 2-хслойная структура: 1) бытийный слой (1-я и 4-я составляющие) и 2) рефлексивный слой (2 и 3).
|