Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследования Со в зарубеж. философии и психологии
Ф. Ницше: Проблема Со поставлена парадоксальным образом. Жизнь «по ту сторону», без, вне Со – главное достоинство. Ницше считал, что жизнь в универсальной полноте своего присутствия не поддается удержанию в процедурах рефлексии (познания). Ввел понятие «дионистский экстаз» - радость жизни, которая без Со. Ницше отказался от попыток мыслить Со в терминах самого Со и предлагал обратиться к анализу таких содержаний бытия, которые не имеют прямого отношения к Со. Фактически это попытка выявить Со в терминах безумия. Ницше страмился увидеть в том, что располагается вне пределов Со, жизненную реальность бытия. Его взгляды способствовали недекартовскому способу мыслить и представлять Со. Э. Гуссерль: Его теория называется теория «чистого Со». Со берется как бесконечный поток, целостный, непрерывный, протекающий необратимо. В этом едином и непрерывном потоке можно выделить отдельные единицы, каждая из которых есть целостность. Такие единицы – феномены. Ноумен – сущности феноменов, мыслительные объяснения. Со направлено на предмет (интенциональность). На основе этого могут и должны быть выделены многообразные типы предметности Со, а также структуры и механизмы, которым Со «дает» предмет – ноэматические структуры Со. Структурное многообразие актов Со осуществляется благодаря ноэтич.структурам (восприятие, воспоминание, фантазия). Благодаря интенциональности в единстве ноэтического и ноэматического раскрывается еще одно свойство Со – его способность активного придания смысла и наполнения значением языковых и символических форм. Единицы Со (феномены) – данности, способные к самораскрытию, заключающие в себе всеобщие сущностные или эйдетические структуры, которые характеризуются и как «чистые возможности». В «чистом» Со заключено огромное многообразие типов предметности структур интенции, которые не просто коррелируют с действительностью, но значительно превосходят ее. Поэтому структуры Со – онтологические. «Чистое» Со, хотя и является в известном смысле замкнутым образованием с «Я» в центре, способно создавать такие структуры, которые позволяют ориентироваться на «альтер эго» - интерсубъективность. Способность Со выстраивать такой чистый горизонт предметности, его способность приводить к очевидности любое контекстуальное оцепление – трансцендентальная субъективность. Со рассматривается как особый регион бытия, и оно выработало особый метод познания бытия, который Гуссерль назвал феноменологической редукцией. Хайдегер: Его теория – «фундаментальная онтология». Решает задачу бытия Со. Со – «это вопрошающее о бытие сущее». Фундаментальный факт бытия – его конечность. Занимался в рамках дазейн-анализа. Леонтьев: основным, базовым условием понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований – значений. Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Основными образующими сознания являются: 1.Значение 2.Личностный смысл 3.Чувственная ткань Значения в сознании: 1)продукт общественно-познавательного опыта 2)личностный смысл (субъективный) Значения – познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом. Значения, как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе. Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта. Значения присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Личностный смысл – возникает в процессе присвоения значений. При этом значения включаются в контекст индивидуальной деятельности, мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество – личностный смысл, «значение для себя». Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни, с ее мотивами. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Чувственная ткань – возникает при отображении объектов внешнего мира. В сознании значения связываются внешней чувственностью с реальностью объективного мира. Обычно, в нормальных условиях, чувственный образ слит с предметным содержанием. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром.
|