![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема сознания в работах классиков отечественной психологии.
Ломов. Сознание – это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присуща только человеку как общественно историческому существу. Выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая научный и социальный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. Сознание: 1. Бытийное – определяется через онтологию; 2. Рефлексивное – входят значения, смыслы (индивидуальные характеристики). Платонов. Сознание – субстанция, объединяющая психические явления и человека. Считал, что не все в психике человека является сознательным (например, сновиден6ия, импульсивные действия, автоматизированные действия). Структура сознания, по Платонову, состоит из 3 категорий: 1 категория – Психические процессы – это те психические явления, которые имеют начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакции. Психические процессы непрерывны, они вызываются как внешними воздействиями, так и внутренними. Психические процессы: 1. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление. 2. Эмоциональные: чувства, переживания. 3. Волевые: волевые усилия, волевые решения. Различные психические процессы связаны и составляют единый поток сознания. Протекают с разной быстротой и интенсивностью. 2 категория – Психические состояния – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под действием обстановки. 3 категория – Психические свойства личности являются наиболее стойкими регуляторами психической деятельности: Темперамент, характер, способности. Зинченко. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем образе» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно. Сознание, в отличие от психических процессов невозможно расчленить во времени. В структуре сознания выделил биодинамическую ткань живого движения. Рубинштейн. Сознание – процесс формирования субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ними вступает. Субъект деятельности есть Со. Выделял 2 формы связи Со и деятельности: 1. В Со содержится идеальный план деятельности 2. Со развивается и формируется в деятельности (и в онто- и в филогенезе) Рубинштейн единственный из отечественных психологов, кто понимал Со не только как образ (гносеологически), но и как переживание (онтологически). Онтологизируя Со, он подчеркивал его чувственную основу. Со как высший уровень развития психики свойственно только Ч. Со – это единство 2х сторон: предметной и субъектной. Субъектный аспект содержит отношение личности к миру, представленное в переживании. 3 основных свойства Со: идеальность, предметное значение, смысловое семантическое содержание. Со – общественное образование, но оно принадлежит каждому отдельному индивиду. Со представляет личности все, что существует в мире и даже те явления, с которыми личность никогда не вступала в контакт. Со выполняет 3 взаимосвязи (функции): 1) регуляция психических процессов, 2) регуляция отношения субъекта к миру, 3) регуляция деятельности как субъект. проявления. Со выводит личность в мир, а не замыкает ее в себе.
|