![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема происхождения этничности.Концепции этничности: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
Этничность = этническая идентичность. Этничность – осознание своей принадлежности к этнической группе. Современные концепции этничности: 1. Примордиализм. (первородный подход). Считает этничность изначальной характеристикой индивида. Индивид выступает как представитель реально существующей этнической группы Существует несколько трактовок: 1. Биологизаторское – выделяет в качестве главного признака для этничности кровное родство. 2. Культурологическое – акцент на культуре. Большинство авторов данного подхода согласно с тем, что для этничности важны: кровное родство, общее происхождение, некоторая общность территории. Некоторые авторы еще относят: общая страна, общая культура. К данной концепции относится теория Л. Гумилева, который считал этнос - не столько социальным понятием, сколько географическим (природным). К основным признакам этноса относил: самосознание, нормы отношений между индивидами и между группами индивидов. Принадлежность к этносу основывалась на том, что люди живут рядом. Бромлей рассматривал этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую общность людей, обладающую относительно общими особенностями языка, культуры и психики и обладающую осознанием своего единства и своего отличия от других общностей, выражающимся фиксированным самосознанием. Он выделил этнос в более широком смысле как некий этносоциальный организм, обладающий политически-экономической общностью. 2. Инструментализм. Рассматривает этничность, в первую очередь, как инструмент, существующий в группе для достижения определенных целей (напр., для создания психологического комфорта в группе, достижения групповых интересов). Этническая идентичность может использоваться элитами или социальными движениями как инструмент (напр., для мобилизации группы). Этничность является новой социальной конструкцией и не имеет культурных корней. Те культурные черты, которые она использует в качестве этнических символов, не имеют органического происхождения, они как бы выхватываются из культуры и являются не более, чем знаками групповой солидарности. 3. Конструктивизм. Рассматривает этническую идентичность как явление, которое конструируется кем-либо для людей. Т.е ее можно создавать, манипулировать, сформировывать. Этничность “конструируется” людьми в ходе их творческой социальной деятельности – и постоянно подтверждается или перестраивается. Конструктивизм предполагает, что каждый человек имеет ту или иную этническую предрасположенность, которая может никак не выражаться во вне, а может, напротив, активизироваться. Компоненты этничности: 1. Когнитивный – знание о своей группе (автостереотип). 2. Аффективный – оценка качеств своей группы, отношение к своей группе, значимость своей принадлежности к группе. 3. Поведенческий – поведение, которое основывается на когнитивном и аффективном компонентах, проявление себя представителем своей группы, построение системы взаимоотношений с людьми из своей и чужих групп
|