![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. – М.– 1993
Шустов А.В. Опыт избирательных кампаний в регионах: психологический аспект.– СПб.– 1997.
Политика происходит от слова polis –город, государство, его ввел Аристотель. Одно из определений: это организация, основная в системе таких сфер: экон, правовой, кульрурной. Политика – это система гос.институтов (президент, парламент и т.д.) Предмет изучения в этом случае – система отношений между ветвями власти, группами, личностями. Политика также понимается как процесс. Это динамика политических функций, правил и т.д. например, полит процессы могут быть насильственными, революционными, эволюционными. Тогда предмет – особенности политической социализации, т.е становление полит взглядов, представлений, идеалогий. Политика также – система правил игры. (Политич действия, традиции, обряды и т.д) тогда предмет – причины сформированности именно этих сценариев полит поведения. Политика трактуется как система ценностей, норм, установок. И предмет тогда – содержание массового сознания, а также и бессознательного. Политика понимается как вид человеческой деятельности. Предмет – поведение, поступки и соц-психологические условия, их определяющие. политпсихология -- междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. Существовала и развивается западная политическая психология, в 80-е годы начала складываться отечественная психология политики(деят.подход). Формально датой рождения западной политической психологии считается 1968 г., когда при Американской ассоциации политических наук было учреждено отделение политической психологии. Главная методологическая основа современной западной политпсих.-поведенческий подход: изучение диалектики и трансформаций влияния объективных условий на внутреннюю мотивацию и обратное влияние, внутренних побудительных сил, через человеческое поведение на внешние условия. Рассмотрение политики как особой сферы поведения людей. Мерриам предложил выявлять специфические черты политического поведения индивида, тех или иных социальных групп, а также массовых феноменов эмпирическим путем, количественными методами.Важнейшим достоинством поведенческого подхода является акцент на субъективные аспекты и состояния политики, внимание к тем политико-психологическим составляющим данной сферы общественной жизни, которые до этого недооценивались, а подчас просто игнорировались иными направлениями политологии, нацеленными на рассмотрение более объективных компонентов политической жизни общества. Недостатки упрощенных вариантов поведенческого подхода. Основными чертами поведенческого подхода, критически выделяемыми сторонниками иных направлений, считаются несколько основных моментов. Во-первых, это стремление анализировать политическое поведение прежде всего, а во многих случаях исключительно как поведение на выборах, т.е. абсолютизация без сомнения важной, но лишь одной формы политической жизни. Во-вторых, к недостаткам данного варианта часто относится тенденция рассматривать политическое поведение лишь в условиях стабильности политической системы.. При таком подходе исчезает другая сторона: влияние политических процессов, политического поведения людей на политические институты. В-третьих, частую критику вызывает некоторая склонность отдельных разновидностей поведенческого подхода к ограничению анализа лишь вербальными оценками поведения (обычно ответами на анкеты с «закрытыми» вопросами, подразумевающими лишь три — «да», «нет», «не знаю» — варианта ответов) без достаточного учета невербальных проявлений политического поведения. З адачи: 1 анализ роли «человеческого фактора» в политических процессах. 2 прогнозирование роли этого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике. 3управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения, т.е. со стороны субъективного фактора.В рамках политической психологии во внутренней политике стержнем исследований является психология личности «политического человека», проблемы политической социализации и социальных установок как психологических характеристик, через которые раскрывается личность в политике. Следующие функционально-содержательные проблемы политической психологии: 1вопросы методологии, методов и фундаментальных принципов науки. 2 исследование психологических механизмов массовых форм политического поведения. 3 изучение психологии малых групп в качестве элемента политических процессов и явлений. 4 исследование процессов становления личности как участника политических процессов: психологических закономерностей вовлечения человека в политику, механизмов политической социализации, ее этапов и факторов. 5 психологические проблемы международных отношений. В структурно-содержательном измерении: Первый уровень — анализ психологии личности в политике, психологические механизмы возникновения и развития данного типа, а также прогнозирования его поведения, проблема политического лидерства уже в индивидуально-психологическом выражении. Второй уровень — анализ психологии малой группы. Сюда относятся формальные и неформальные отношения лидера с ближайшим окружением; психология взаимоотношений внутри малой группы и ее отношений с внешним окружением; психология принятия решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем. Третий уровень —больших социальных групп и национально-этнических общностей (племена, нации, народности). Четвертый уровень —психологии масс и массовых политических настроений, проблемы массовых политических организаций и движений, массовые коммуникационные процессы (например, действующие в ходе избирательных кампаний). Задачи: 1 полит терроризм и выявление причин его возникновения, разработка методов предотвращения; 2 полит стабильность и неустойчивость (конфл, кризисы); 3 изучение психологии развития субкультур протеста и неудовлетворенности и форм влияния на них; 4 избирательные технологии. 1антипозпт. модели соотнош. Л и политики. а) когнитивистские теории. Фестингер «Теория когнитивного диссонанса».Келли «Теория лич. конструктов». Особенности знаний о политике: 1 высокая степень абстрагирования; 2 насыщенность стереотипами К ультур и суб-Культур, обремены.лич. опытом индивида; 3 наличие каузальной атрибуции.Часто это все отпугивает людей, т.к. требут ум.работы и влкл-ти. Б)гуманистическая конц: личности ориентир-ся на св.ценности, потр., которые надо изучать! В)полит.психоан-з: человек ориентирован как родители, больше на взгляды матери, если у них с отцом разные. 2позитивист.модели соот Л и политики. общ.установки: чел и мир познаваемы и управляемы! А)теория полит поддержки.Смесь бихевиоризма (повед.зависит от + или – отношение к системе подкреплялось в детстве, так будет и во взрослом возрасте) Психоанализ (при выборе чел ориент.на глубин.чувства, родившиеся в детстве) НО для демокр сис-м, и для тоталитаризма не действует! Менталитет: генезис, структура, функции. Учение возникло в 1932 Париж, школа.анналов(ее представители: историки-медиевисты М. Блок, Л. Февр ввели понятие «Менталитет» - это «психическая оснастка, духов.универсум», история по их мнению – это история изменения менталитета, т.е особенностей мировосприятия). «М».понятие отчасти образно-метафор. плана, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад разнообразных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений (оригинальный способ мыш, склад ума, умонастроение). С функциональной соц-полит.точки зрения общий для той или ин.группы М поддерживает преемственность ее сущ-ния, устой-сть поведения ее членов, особенно в кризисных сит. Генезис: в результате совокупного влияния усл, мех-мов, форм отражения объективной р-ти образуется М как универсальный способ мировоспр, мироощ, миропоним, поведения. Как состояние, М – не осознается группой. Дает состояние внутр. идентичности, выражается в относ-но единых способах воспр, интерпретирования реальности. Типы политической мент-ти: 1 Культовый: ритуальные действия- результат и демонстрация идентификации с группой + мифический тип сознания: симбиотическая причастность к идее. Экстрим.идеи притягивают лиц с таким М (например, комунизм убрал религию но на е место поставил культ личности для таких людей); 2 Плюралистский: верят, что что-то м\ сделать, 3 Индифферентный: его жизнь вне политики часто соединяется с фаталич.типом. 4 Негативистск: резкое – отнош. ко всем полит структурам. Это устоановка, характерная для многих – результат защиты. Полит социализация - это процесс взаимодействия индивида и политич системы, с целью адаптации индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина. К содержанию данной формы социализации следует отнести развитие политического сознания, политической культуры, политической практики или опыта, электоральное воспитание, политическое участие, субъектно-политическую деятельность и т. д. По М. Веберу, можно выделить несколько типов политической среды, которые определяют способ социализации личности: патриархальный, подданнический и активистский. Уже в 3—4 года ребенок приобретает, в доступных для него формах, первые сведения о политике через семью, СМИ, ближ соц окруж. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание. Ребенок поним, что в люб сис отн-ний есть отношения власти 2 школа формирует сознательное отношение к политической жизни, количественно и кач. изменяет знание о политике, дает представление об иерархичности, месте людей в иер-хии; средний подростковый возр: социоцентризм, дедукция, способность предвидеть последствия, формирование системы этико-полит принципов, кот потом крепнут, критичность в отн власти, аворитета. 3 юношеский возр. субкультура может нести альтернативные знания и идеи. Полит структуры личности развиваются на разных этапах соц-ции неравномерно. В возрасте 11-13 лет происходит быстрое развитие политических представлений, в 16-18 лет прогресс гораздо скромнее. При этом мышление 11-летних конкретно, персонализованно и эгоцентрично. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенному мышлению. Он пользуется понятиями свобода, равенство. первое важное изменение пол мыш-оно достигает абстрактного уровня, расширяется врем перспектива. Соц-ция в об-вах разного типа. Полит. социализация - усвоение норм, ценностей, правил, спос действия, кот приняты в данной среде (более 40 теорий соц-ции) Психологические: (связ с психоанализом) необх-мо подавить асоциальность чела, с помощью сис контроля. Теория взаимод-я: в процессе взаимодействия усваиваются ролевые функции в об-ве, тогда индивид готов включиться в полит жизнь. Теор полит плюрализма: есть некая идеальная модель: 1молодой чел идентиф-ся с известными политиками, 2 усваивает правила игры, видит различные взгляды, развивает толерантность, 3 принимает либеральные ценности, принятые в его об-ве, 4 формирует идеологическую сис, кот ему ближе, 5 актив участник политической жизни.. Гармоничная (США, Анг) люди знают, могут влиять на полит жизнь в своей стране и активно участв-т Плюралист (мультиКультурная) страны, зап Евр) это процесс взаимодействия ин-да и полит сис, с целью адаптации индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина. Включает в полит сис путем приобретения опыта, закрепления в полит Культуре дан общества. П С-ция –С-ция в соотв со св культурой, но есть общекультурный код, осн на либер ценн-тях Конфликтная (в странах 3-го мира) жесткая клановая сис, низк ур жизни, здесь власть напрямую связ с жизнью. Гегемонистич страны с единой идео-ей, которая правит; фаш, соц, ком, ислам, тотал реж. Коньюктурная ( Укр, стр, сменившие идео-ю) недовер к политикам, беспринцип, полит осущ в рамках коньюктуры. Условия социализации: 1 экон сит, 2 особ-ти полит сис (тотал, дем), 3 информоционная сис, 4 соотношение ветвей власти. Содержание работы психолога в избирательной кампании. Задачи:
|