![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды мышления.
Выделяются три основные вида мышления, формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза. По уровню развития выделяют: · наглядно-действенное - это мышление, непосредственно включенное в деятельность (в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования); преобладает у ребенка в возрасте до 1-го года; · наглядно-образное - человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план); · словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых, знаковых средств. 1 Нарушения мышления 1 нарушение операциональной стороны мышления: · снижение уровня обобщения; · искажение процесса обобщения.
2 нарушение динамики мышления: · лабильность мышления - неустойчивость способа выполнения задания. · инертность мышления - невозможность менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой
4 нарушение личностного компонента мышления · нарушение критичности · нарушение саморегуляции – невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. · резонерство – склонность к " бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям.
5 Расстройства ассоциативного процесса: · нарушения стройности мышления – разорванность, бессвязность, отсутствие адекватной логики.
6 По темпу: · ускоренное мышление (скачки идей при МДП, мантизм- наплыв мыслей) · замедленное мышление (тугоподвижность, ригидность при эпилепсии).
ИНТЕЛЛЕКТ— определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Интеллект это не есть синоним мыслительной способности, интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности.
НАРУШЕНИЯ интеллекта Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта: - снижается способность отделять главное от второстепенного; - отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению; - ослабевает память; - уменьшается запас знаний, представлений; - больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям. Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия: ► врожденное (олигофрения); ► приобретенное (деменция). В основе олигофрении лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (менингит, энцефалит). Различают три степени тяжести олигофрении: 1. Дебильность — легкая степень тяжести. Больные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Им трудно выделить существенное, главное. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью. 2. Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. 3. Идиотия — тяжелая степень олигофрении. Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. Часто встречаются физические уродства. Приобретенное слабоумие (деменция) - является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга. В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности. Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку. Самостоятельная работа студента: - изучить материал лекции и учебника О. И. Полянцевой «Психология» по теме: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека», учебника И.В. Островской «Психология» глава 3. « Общее представление о познавательных процессах», глава 7. «Мышление и интеллект».
В практической тетради составить план-схему по материалам лекции. Содержание
|