![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие.
Познавательные процессы – это динамические явления психики, направленные на познание мира (и себя):
Познавательная деятельность начинается с ощущений. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.). Ощущение – это процесс отражения отдельных свойств явлений и предметов при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; в) в центральных корковых отделов анализаторов, где происходи «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. для каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы. Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — в центральной извилине. Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Ее определяют: ► индивидуальные особенности организма; ► возраст; ► переутомление; ► заболевания; ► снижение чувствительности при алкоголизме; ► гормоны и вещества, вырабатываемые организмом. Закономерности ощущений: · Пороги ощущений. Нижний порог ощущения - та минимальная сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 ООО колебаний в 1 секунду. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 ООО колебаний в 1 секунду. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др. · Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Смысл адаптации - привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители. Если человек после яркого света попадает в темноту, то в первое время он ничего не видит. А через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем и их детали. При заболеваниях адаптация снижается. · Контраст ощущений — это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом. · Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у слепых людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувствительность, у глухонемых - повышается зрительная чувствительность. · Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде. Различают следующие виды ощущений: ► экстерорецептивные (внешние ощущения: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные); ► интерорецептивные ощущения (внутренние ощущения: во внутренних органах); ► проприоцептивные ощущениия (ощущения мышц и связок). Нарушения ощущений: Потеря чувствительности (анестезия), может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды (парциальная анестезия). Как правило, распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов. Гиперестезия — повышенная чувствительность. Повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний. Гипотензия — пониженная чувствительность к внешним раздражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях. Синестезия — возникновение ощущение в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора. Больной может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, к примеру цветовые ощущения при воздействии на него звуковой раздражений (музыки). Ощущение боли. Боль — 1 ценное приобретение эволюции животного мира. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной.
Следующим этапом познавательной деятельности является восприятие. ВОСПРИЯТИЕ – это целостное отражение, предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подключением прошлого опыта, знаний и умений. Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер. Общим для этих процессов является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. Восприятия, как и ощущения в зависимости от ведущего анализатора делят на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные, кинестетические (двигательные, мышечные рецепторы и вестибулярный аппарат). У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности. Способность к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Для медработника большое значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ: ЦЕЛОСТНОСТЬ – это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета на основе неполной информации о нем. По нескольким буквам мы можем догадаться, что за слово перед нами. По фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру. ПРЕДМЕТНОСТЬ – набор разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый образ и относим этот образ к конкретному предмету. (Большой, круглый, оранжевый, кислый фрукт это…) ОСМЫСЛЕННОСТЬ – связь с мышлением, пониманием сущности предмета и предыдущим опытом (восприятие – узнавание - слово). Пример В кабинет главной медицинской сестры поликлиники вбегает женщина и начинает кричать о том, что в процедурном кабинете кровь из вены берут нестерильными шприцами. Главная медсестра объясняет, что теперь кровь из вены берут специальными вакуумными пробирками типа «вакутайнеров» и «моноветт», что по виду они похожи на шприцы, и стерильные они только внутри, поскольку снаружи это не нужно. Пациентка не поверила и пообещала проверить слова медицинской сестры. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – преимущественное выделение одних объектов по отношению к другим (фигура и фон: вазы/лица, дерево/человек). Наиболее ярко данное свойство проявляется вфеномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а другая - фон, как более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. КОНСТАНТНОСТЬ – способность узнавать образ предмета при изменении условий восприятия: освещение, удаленность, величина предмета. (большой, маленький, белый, синий, зеленый шприц, медицинский работник всегда узнает даже в слабоосвещенном помещении). Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмет, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. ОБОБЩЕННОСТЬ - отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или подчерка, которым он написан. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно сказать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.
|