![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие познавательной сферы в юности.
С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Объем внимания, переключаемость и концентрация внимания в юношеском возрасте достигает высокой ступени развития. Вместе с тем внимание становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. 4. МОЛОДОСТЬ (с 20-23 до 26-30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя карьере, семье, обществе. Ведущаядеятельность – профессионально-трудовая. Возраст между 20-30 сензетивен: 1. для познания себя в различных профессиональных ситуациях и преодоления жизненных трудностей (совершенствование в профессиональной деятельности создает возможности для саморазвития, а, следовательно, и для психологического развития); 2. для поиска спутника жизни. Вступление в брак оказывает существенное влияние на ход психологического развития человека. Успешный брак рождает чувство успешности, уверенности в себе, ответственности перед супругом и детьми. Неуспешный брак может затормозить развитие личности, негативно сказаться на дальнейшем общении с противоположным полом. В связи с вступлением в брак появляется новый социальный статус (жена, муж, мать, отец). Рождение ребенка изменяет самосознание молодых родителей, дает им чувство собственной значимости. Новообразования: 1. профессиональная компетентность; 2. построение семейных отношений. Кризис молодости «Смысла жизни» (примерно к 27-28 гг.) у человека появляется потребность оглянуться на прошлые годы, возникает чувство, что юность закончилась. Жизнь перестает казаться легкой и понятной. Происходит переоценка ценностей и пересмотр своего «Я». (Это один из самых острых кризисов. Психологи отмечают, что женщины переживают этот кризис острее. 30гг это период когда необходимо делать карьеру, и если не складываются условия для этого, то кризис может протекать болезненно). 5. ВЗРОСЛОСТЬ (30-40) считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Ведущей является профессиональная деятельность. Центральное новообразование – продуктивность. Мышление достигает пика развития. Происходит специализация психических функций под влиянием жизненного опыта и профессионального мастерства. Однако при высокой интеллектуальной активности и продуктивности, человек начинает испытывать трудности в овладении новыми видами деятельности Кризис 40 лет возникает незаметно, но может быть длительным. Для него характерно появление первых признаков убывания физических сил (хронические возрастные заболевания), что впервые приводит к мыслям о старости. Меняется знак соотношения между прожитым и оставшимся. Осознание разницы между мечтами и реальным ходом их осуществления создает отрицательное эмоционально-тягосное переживание. Новообразование зрелости: коррективах жизненного замысла и связанные с ними изменения «Я-концепции». 6. ЗРЕЛОСТЬ (40-60 лет) – пик личностного развития. После переоценки ценностей взрослости наступает новый расцвет творческой деятельности. Люди учатся жить в настоящем. Появляется чувство полноты жизни, удовлетворенности ею. Картина жизни становится более глубокой, переживание неизбежных потерь компенсируется появляющейся мудростью и терпимостью. Большинство людей достигают вершины общественной и профессиональной жизни В семейной жизни люди приобретается новый статус бабушек и дедушек. Перестраиваются отношения супругов: либо вырастив детей супруги понимают что они чужие друг другу и расстаются, либо переживают второй пик любви. Не смотря на то, что продолжается уменьшение жизненных сил, зрелый человек становится рациональным распорядителем не только физических, но и душевных сил. Возраст сензетивен для социальных достижений ( положение в обществе, авторитет и т.д.) Кризис зрелости (55-65 лет) делится на 3 группы: 1. Люди, которые очень хотят на пенсию, поскольку у них уже обозначены задачи дальнейшего этапа. 2. Очень боятся пенсии и хотят продлить время работы. 3. Равнодушные. Давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им переживаний.
6. СТАРОСТЬ (после 60 лет) Уход на пенсию сопряжен с потерей источника социально-психологической стимуляции, сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Психологические процессы не получают прежней полноценной нагрузки, что приводит к снижению уровня их функционирования. В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. Особенно страдает механическое запечатление. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная (словесная) память. Основой прочности памяти являются смысловые связи. На сохранность психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. Новообразование – мудрость. Человеку предстоит преодолевать три подкризиса: -первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на пенсию остается главной; -второй подкризис связан с фактором осознания ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие; -в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Содержание
|