Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие познавательной сферы в юности.






 

С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления.

Объем внимания, переключаемость и концентрация внимания в юношеском возрасте достигает высокой ступени развития. Вместе с тем внимание становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов.

Развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

4. МОЛОДОСТЬ (с 20-23 до 26-30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя карьере, семье, обществе.

Ведущаядеятельность – профессионально-трудовая.

Возраст между 20-30 сензетивен:

1. для познания себя в различных профессиональных ситуациях и преодоления жизненных трудностей (совершенствование в профессиональной деятельности создает возможности для саморазвития, а, следовательно, и для психологического развития);

2. для поиска спутника жизни.

Вступление в брак оказывает существенное влияние на ход психологического развития человека. Успешный брак рождает чувство успешности, уверенности в себе, ответственности перед супругом и детьми. Неуспешный брак может затормозить развитие личности, негативно сказаться на дальнейшем общении с противоположным полом.

В связи с вступлением в брак появляется новый социальный статус (жена, муж, мать, отец). Рождение ребенка изменяет самосознание молодых родителей, дает им чувство собственной значимости.

Новообразования:

1. профессиональная компетентность;

2. построение семейных отношений.

Кризис молодости «Смысла жизни» (примерно к 27-28 гг.) у человека появляется потребность оглянуться на прошлые годы, возникает чувство, что юность закончилась. Жизнь перестает казаться легкой и понятной. Происходит переоценка ценностей и пересмотр своего «Я».

(Это один из самых острых кризисов. Психологи отмечают, что женщины переживают этот кризис острее. 30гг это период когда необходимо делать карьеру, и если не складываются условия для этого, то кризис может протекать болезненно).

5. ВЗРОСЛОСТЬ (30-40) считается порой полного расцвета личности, когда че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или об­щественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Ведущей является профессиональная деятельность.

Центральное новообразование – продуктивность.

Мышление достигает пика развития. Происходит специализация психических функций под влиянием жизненного опыта и профессионального мастерства. Однако при высокой интеллектуальной активности и продуктивности, человек начинает испытывать трудности в овладении новыми видами деятельности

Кризис 40 лет возникает незаметно, но может быть длительным. Для него характерно появление первых признаков убывания физических сил (хронические возрастные заболевания), что впервые приводит к мыслям о старости. Меняется знак соотношения между прожитым и оставшимся. Осознание разницы между мечтами и реальным ходом их осуществления создает отрицательное эмоционально-тягосное переживание.

Новообразование зрелости: коррективах жизненного замысла и связанные с ними изменения «Я-концепции».

6. ЗРЕЛОСТЬ (40-60 лет) – пик личностного развития.

После переоценки ценностей взрослости наступает новый расцвет творческой деятельности. Люди учатся жить в настоящем. Появляется чувство полноты жизни, удовлетворенности ею. Картина жизни становится более глубокой, переживание неизбежных потерь компенсируется появляющейся мудростью и терпимостью.

Большинство людей достигают вершины общественной и профессиональной жизни

В семейной жизни люди приобретается новый статус бабушек и дедушек. Перестраиваются отношения супругов: либо вырастив детей супруги понимают что они чужие друг другу и расстаются, либо переживают второй пик любви.

Не смотря на то, что продолжается уменьшение жизненных сил, зрелый человек становится рациональным распорядителем не только физических, но и душевных сил.

Возраст сензетивен для социальных достижений ( положение в обществе, авторитет и т.д.)

Кризис зрелости (55-65 лет) делится на 3 группы:

1. Люди, которые очень хотят на пенсию, поскольку у них уже обозначены задачи дальнейшего этапа.

2. Очень боятся пенсии и хотят продлить время работы.

3. Равнодушные. Давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им переживаний.

 

6. СТАРОСТЬ (после 60 лет)

Уход на пенсию сопряжен с потерей источника социально-психологической стимуляции, сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Психологические процессы не получают прежней полноценной нагрузки, что приводит к снижению уровня их функционирования.

В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. Особенно страдает механическое запечатление. Лучше все­го сохраняется логическая, вербальная (словесная) память. Осно­вой прочности памяти являются смысловые связи.

На сохранность психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование.

Новообразование – мудрость.

Человеку предстоит пре­одолевать три подкризиса:

-первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на пенсию остается главной;

-второй подкризис связан с фактором осознания ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку выра­ботать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

-в результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Содержание


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал