Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции эмоций.






· Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Кроме того выразительные мимические (движения мышц лица), пантомимические (движения мышц тела, жесты) движения осуществляют сигнальную функцию, делают их легко доступными восприятию других людей и представляют экспрессивную сторону эмоций.

· Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию.

Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Классификация эмоциональных проявлений:

1 Э моциональное состояние - нервно-психический тонус, сохраняющийся на протяжении длительного времени.

А) Эмоциональный тон ощущений - привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни.

Б) Настроение - небольшой силы кратковременное эмоциональное состояние, которое оказывает влияние на психические процессы и деятельность человека.

В) Эмоциональный стресс - эмоциональные состояния человека, возникающие в ответ на стрессоры (разнообразные дезадаптирующие психогенные воздействия).

Г) Фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых преград на пути к цели и дезорганизующее его сознание и деятельность.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно проявляется как крайняя досада, озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или разочарование, подавленность, отчаяние, апатия, полное безразличие к окружающему (пассивная форма).

Фрустрации в большей мере подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не имеющие достаточного опыта преодоления трудностей, плохо подготовленные к невзгодам, с недостаточно развитыми волевыми качествами.

2 Эмоциональные реакции - эмоциональные ответы на значимые раздражители (биологические, социальные). Всегда конкретны и кратковременны.

А) Аффект - кратковременная эмоциональная реакция чрезвычайной силы, сопровождаемая резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями (отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас, бурное выражение восторга в связи с достигнутой победой на каком-либо спортивном соревновании и др.).

Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения, его разумности, самоконтроль при них резко снижен. До степени аффекта могут усиливаться положительные эмоции (выражения экстаза, энтузиазма) и отрицательные (крайние проявления гнева, страха).

Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, переутомления, длительного невнимания к какой-либо просьбе.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. " Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Такими проявлениями могут быть чрезмерная активность, которая в данном случае не к месту, жесты, возгласы или, наоборот, задержка движений, доходящая до оцепенения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает то, что делает.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения (преобладает возбуждение). Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты. Усилием воли можно предотвратить начало аффективной вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускают. Уменьшить или предупредить аффект можно также отвлечением или переключением внимания. Психологический смысл этих приемов заключается в отвлечении внимания от предмета аффекта, в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга.

3 Эмоциональные отношения - устойчивая связь эмоций с определенными событиями, людьми или предметами.

По сложности различают:

А) эмоции - элементарные переживания, связанные с деятельностью первой сигнальной системы, возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека (голод, жажда, сытость и др.), а также под влиянием непосредственного отражения обстановки (боязнь, тревога, испуг).В возникновении таких эмоций большую роль играют инстинкты, безусловные рефлексы.

Б) чувства - более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетворением (неудовлетворением) социальных потребностей и интересов личности, переживания человека, носят ярко выраженный предметный характер (т.е. относятся к кому-то или чему-то), возникают в результате обобщения эмоций.

Среди них выделяют:

моральные основываются на мировоззрении, нравственных и политических убеждениях и взглядах человека (любовь к своей Родине, ненависть к ее врагам, чувство долга, чести, достоинства, коллективизма, доброжелательности к людям, негодования по поводу социальной несправедливости, жестокости, аморального поступка, чувство товарищества, дружбы и др.).

интеллектуальные - возникают в процессе познавательной деятельности человека, в них выражается отношение человека к мыслям как истинным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение Обычно они стимулируют мышление, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений. (любознательность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др.)

эстетические чувства возникают в связи с переживанием человеком своего отношения к красивому, возвышенному или безобразному, неизменному. Эстетическая оценка, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, дается на основе мировоззрения, эстетических идеалов, усвоенных человеком. Поэтому эстетические чувства социальны и тесно связаны с нравственными чувствами.

В) Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти.

 

Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели путем создания дополнительных побуждений к действиям, обладающих недостаточной мотивацией, или сознательным подавлением действий, противоречащих этим целям или нормам поведения.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

Побудительная функция обеспечивает активность человека.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности и сравнительно более развита у личности.

Все действия человека могут быть поделены на непроизволь­ные и произвольные. К непроизвольному типу поведения относятся неосознанные, импульсивные действия (Например, реакция на шум за окном). Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.

К простым волевым действиям относятся те, при которых чело­век без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и ка­ким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию пере­ходит в само действие почти автоматически.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени.

Структура волевого действия:

1 Подготовительный:

- возникновение побуждения и постановка цели, стремление достичь ее;

- осознание ряда возможностей достичь цель;

- появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

- борьба мотивов;

- принятие одной из возможностей в качестве решения.

2 Основной:

· осуществление принятого решения.

Связано с преодолением объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей. К внешним трудностям относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека: затруднения в работе, сопротивление других людей, разного рода помехи и т. д. К внутренним относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека (например, отсутствие знаний, опыта).

3 Заключительный:

· анализ и оценка волевого действия и его результатов.

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, обозначающие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции (решительность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержку, дисциплинированность и др).

Волевые качества включают в себя 2 компонента:

· собственно психологический (моральный) - формируются в процессе воспитания;

· физиологический (волевое усилие).

Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности). Это означает, что при формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей.

Слабость волевых функций (в частности, склонность к внуше­нию и подражанию) может играть ведущую роль в формировании алкоголизма, наркомании, табакокурения. Наличие же настойчивос­ти помогает пациентам преодолеть болезнь или адаптироваться к новым условиям жизни.

Нарушения воли часто вы­ражены при психических заболеваниях, органических поражениях головного мозга (лобных долей).

1 Гипобулия — понижение волевой активности, вялость, отсут­ствие интереса к общению.

2 Гипербулия - чрезмерная активность больного человека, ка­жущееся повышение деятельности.

3 Абулия — болезненное безволие, полное отсутствие каких-либо побуждений.

4 Ступор — состояние полной или частичной обездвиженности.

5 Парабулия — извращение волевой активности. К патологии можно также отнести:

Клептомания - навязчивое стремление к воровству ненуж­ных, не имеющих ценности вещей.

Пиромания - навязчивое стремление к поджогам.

Дипсомания — патологическое непреодолимое влечение к запоям.

Дромомания — патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству.

 

Самостоятельная работа:

- изучить материал лекции и учебника О. И. Полянцевой «Психология» по теме: «Особенности психических процессов у здорового и больного человека», раздел «Эмоции и чувства», составить логические схемы протекания психических процессов у здорового человека.

 

Содержание


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал