![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
C) Нервная.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – у всех людей разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: · " безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика); · " живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); · " спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); · " слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика). Основной недостаток таких подходов заключается, в том, что в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу, а нейрофизиологическая сущность темперамента сформулирована И.П. Павловым: основные процессы НС возбуждение и торможение у всех людей разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности, их соотношение определяет выраженность одного из следующих типов темперамента: 1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД. 2. Холерик - сильный неуравновешенный, подвижный (легко возбудимый). 3. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) тип ВНД. 4. Меланхолик - слабый тип с быстрой истощаемостью и слабостью возбудительного процесса при недостаточности внутреннего торможения. На основании темперамента под влиянием воспитания формируется х арактер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, черт личности. Эти особенности выражают отношение человека к окружающему миру, самому себе, другим людям, и закрепляются в способах поведения. Характер значительно более зависим влияния окружающей среды. Формирование характера заканчивается к 18-20 годам и в дальнейшем сколько-нибудь его значительные изменения могут произойти в результате каких-либо чрезвычайных воздействий. Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера. II. Способности - свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Выделяют общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспиания. Для формирования личности важно развитие не только способностей, но и потребностей. Потребности - отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Есть материальные потребности и духовные. Духовные потребности подразделяются на: ► нравственные; ► эстетические; ► интеллектуальные. III. Мотив – этото, чтопобуждает деятельность и направляет её на удовлетворение определенных потребностей. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу. Мотивация возникает при наличии 2-х основных условий: возможности достижения результата, и оценки данного результата как желательного, полезного (если вероятность или полезность равна нулю, то мотивации не будет). Т.О. мотивация – это регуляторный процесс, который обеспечивает управление действиями для достижения определенной цели, т.е. результата, смысл которого понятен человеку, осознается им. Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели (путем создания дополнительных побуждений к действиям, обладающих недостаточной мотивацией, или сознательным подавлением действий, противоречащих этим целям или нормам поведения). IV. Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Направленность личности имеет различные формы · влечения, желания, интересы, склонности, идеалы (высшая форма сознательных устремлений личности), · мировоззрение (система взглядов на окружающую действительность), · убеждения (сочетание мировоззрения со стремлением к его осуществлению; здесь также задействованы мышление, эмоции, воля).
Существует несколько взглядов на вопрос ведущих факторов развития личности.
|