![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы системно-деятельностного подхода.
Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. Потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. Поведение человека детерминируется внешними материальными причинами, социальной ситуацией, мировоззрением. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий - любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния). Принцип активности - личность является активным субъектом преобразования мира. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.
5 СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ. ПСИХИКА - это субъективный образ объективного мира, при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. - это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Развитие психики реализуется в разных формах: · филогенез - становление структур психики в ходе биологической эволюции вида; · онтогенез — формирование структур психики в течение жизни отдельного индивида. Выделяют три крупные группы психических явлений: 1 Психические процессы - обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Подразделяются на: · познавательные - ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, воображение, речь; · эмоциональные — эмоции и чувства; · волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т. д. 2 Психические состояния - признаки психической деятельности, характеризующие её состояние в данное время. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.). Наиболее изученными являются: 1 общее состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2 эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, печальное, грустное, гневное и т.д.), угнетенность, апатия; 3 творческое состояние личности или вдохновение. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная и физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. 3. Психические свойства. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Например: · интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; · волевые - решительность, настойчивость; · эмоциональные — чуткость, нежность, страстность и т.д. Многие из явлений, изучаемых психологией, могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процесса и состояния.
Самостоятельная работа студента: Изучить материал лекции и учебника О.И. Полянцевой «Психология» по теме: «Предмет психологии, основные цели, задачи, отрасли», учебника И.В. Островской «Психология» глава 1. « Структура, функции, строение психики».
В практической тетради составить план-схему по материалам лекции.
Рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы. В план-схеме по теме «Предмет психологии» должны быть отражены: 1 Определение понятия «психология», задача психологии. 2 Этапы развития психологии. 3 Определение понятия «психика», функция и формы развития психики. 4 Психические явления. 5 Структура современной психологии. 6 Методы исследования психологии.
Пример:
Содержание
|