![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение и развитие психологии.
ПСИХОЛОГИЯ (psyche - «душа» + logos «понятие» означает «наука о душе») - это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизнедеятельности. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов. Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет и явления природы душой, которая выступает источником движения и развития. Первый этап в развитии психологии - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Тогда психология существовала в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля. Аристотелю принадлежит первый известный в истории труд по психологии. В своих работах Аристотель пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей. Второй этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Психология отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а процессы мышления и сознание. Сознанием назвали способность думать, чувствовать, желать. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Третий этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека. Четвертый этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявление и механизмы психики.
3 СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛГИИ Современная психология включает в себя ряд направлений. Общая психология изучает психические процессы и свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности нормального человека. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Возрастная психология изучает закономерности развития, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости. Психология труда — изучает закономерности трудовой деятельности. Предметом изучения медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на болезни, личность пациента в связи с его болезнью или здоровьем и социальной микросредой, личность медицинского работника и система отношений в медицинском учреждении. Методы исследования в психологии: 1 Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия. 2. Опрос человека (больного), а при возможности - его родственников или близких людей. Медицинский анамнез включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Задача психологического анамнеза - установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему, т.е. какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять: · перенесенным болезням, в первую очередь тяжелым, реакциям на них; · профессиональному пути и деятельности, удовлетворенности ими; · развитию семейных отношений и отношению с окружением вне семьи (на работе, с приятелями) - здесь бывают причины для неприятных переживаний и важно оценить, может ли человек рассчитывать за пределами семьи на поддержку и сопереживание; · характеру употребления спиртных напитков, курению. 3 Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Он бывает лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий. 4 Тестирование - это стандартизированный метод, позволяющий получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. 5 Анализ творчества отдельного человека, например, его писем, дневников, рисунков, фотографий и т.д. или каких-либо общественных материалов.
|