![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.6. Психология жизненного пути.
Содержание учебного материала Психологические особенности пациентов разных возрастов. Психологические особенности продуктивного взаимодействия с людьми разного возраста. Анализ факторов, влияющих на развитие человека. Способы снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека.
ПЕРИОД ДЕТСТВА включает стадии: а) МЛАДЕНЧЕСТВО (от рождения до 1 года); Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного действия ребенка и взрослого определяется полной беспомощностью младенца. Ведущий вид деятельности - эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми. Новообразования: 1. Ходьба (к 9 мес), характеризует собой разрыв старой ССРЮ т.к. благодаря ходьбе ребенок получает возможность отделиться от взрослого и самостоятельно передвигаться в пространстве, познавая его. 2. Появление первого слова (носит характер указательных жестов). На основе положительного самоощущения и развития манипулятивной деятельности у ребенка складывается представление о самом себе как об источнике своих действий, образ себя (об этом свидетельствует узнавание себя в зеркале). Суть кризиса 1 года составляет противоречие между стремлением младенца к независимости и объективной зависимостью от взрослого.
б) РАННИЙ ВОЗРАСТ (с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи. Задача развития ребенка – овладение действиями с предметами. Поскольку функция и назначение предмета задается ребенку взрослым, социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок - предмет - взрослый. Ведущей становится предметная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В ходе предметной деятельности формируется первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Ведущим познавательным процессом, через которые развиваются остальные, является восприятие. Ребенок интенсивно накапливает сенсорный опыт. У него развивается целенаправленное предметное восприятие, образное и наглядно-действенное мышление. Ранний возраст является сензетивным для развития речи, поскольку произнесение новых слов успешно происходит в ситуации предметного взаимодействия ребенка со взрослым, где взрослый возбуждает интерес малыша к новому предмету. Новообразования: Формирование комплекса «Я сам» (осознание ребенка субъектом собственной деятельности) тенденция к самостоятельной деятельности. На протяжении раннего возраста формируется потребность в общении со сверстниками. В конце первого года жизни и начале второго в отношении к сверстнику преобладает объективное отношение (как к предмету), а для построения общения необходимо субъективное отношение к другому, учет его настроения и желаний. Поэтому одним из новообразований раннего возраста является - интерес к сверстнику. Симптомы кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. в) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 6 лет) - характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для возникновения новой ССР «Ребенок – взрослый» - ребенок пытается познать и освоить социальные отношения, существующие в мире взрослых. Противоречие этой ССР, как отмечает Д.Б.Эльконин, (основная потребность ребенка как члена общества жить вместе с другими людьми, выполняя их функции и задачи, но реальное участие ребенка в большинстве видов труда невозможно) решается в игре. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста: - соблюдение правил игры, выполнение игровой роли способствует формированию произвольности поведения и всех психических процессов; - благодаря использованию предметов – заместителей в игре ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, т.о. игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений; - игра имеет решающее значение для развития воображения; - общение дошкольников разворачивается главным образом вокруг игры; - в игре складываются другие виды деятельности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти, к 4-5 годам формируется произвольная память. Ведущим становится наглядно-образное мышление.
|