Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.6. Психология жизненного пути.






 

Содержание учебного материала

Психологические особенности пациентов разных возрастов. Психологические особенности продуктивного взаимодействия с людьми разного возраста. Анализ факторов, влияющих на развитие человека. Способы снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека.

 

ПЕРИОД ДЕТСТВА включает стадии:

а) МЛАДЕНЧЕСТВО (от рождения до 1 года);

Социальная ситуация психического развития ребенка младен­ческого возраста — ситуация неразрывного действия ребенка и взрослого определяется полной беспомощностью младенца.

Ведущий вид деятельности - эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми.

Новообразования:

1. Ходьба (к 9 мес), характеризует собой разрыв старой ССРЮ т.к. благодаря ходьбе ребенок получает возможность отделиться от взрослого и самостоятельно передвигаться в пространстве, познавая его.

2. Появле­ние первого слова (носит характер указательных жестов).

На основе положительного самоощущения и развития манипулятивной деятельности у ребенка складывается представление о самом себе как об источнике своих действий, образ себя (об этом свидетельствует узнавание себя в зеркале).

Суть кризиса 1 года составляет противоречие между стремлением младенца к независимости и объективной зависимостью от взрослого.

 

б) РАННИЙ ВОЗРАСТ (с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи.

Задача развития ребенка – овладение действиями с предметами.

Поскольку функция и назначение предмета задается ребенку взрослым, социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ре­бенок - предмет - взрослый.

Ведущей становится предметная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

В ходе предметной деятельности формируется первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим.

Ведущим познавательным процессом, через которые развиваются остальные, является восприятие. Ребенок интенсивно накапливает сенсорный опыт. У него развивается целенаправленное предметное восприятие, образное и наглядно-действенное мышление.

Ранний возраст является сензетивным для развития речи, поскольку произнесение новых слов успешно происходит в ситуации предметного взаимодействия ребенка со взрослым, где взрослый возбуждает интерес малыша к новому предмету.

Новообразования:

Формирование комплекса «Я сам» (осознание ребенка субъектом собственной деятельности) тенденция к самостоятельной деятельности.

На протяжении раннего возраста формируется потребность в общении со сверстниками. В конце первого года жизни и начале второго в отношении к сверстнику преобладает объективное отношение (как к предмету), а для построения общения необходимо субъективное отношение к другому, учет его настроения и желаний. Поэтому одним из новообразований раннего возраста является - интерес к сверстнику.

Симптомы кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

в) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 6 лет) - характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для возникновения новой ССР «Ребенок – взрослый» - ребенок пытается познать и освоить социальные отношения, существующие в мире взрослых. Противоречие этой ССР, как отмечает Д.Б.Эльконин, (основная потребность ребенка как члена общества жить вместе с другими людьми, выполняя их функции и задачи, но реальное участие ребенка в большинстве видов труда невозможно) решается в игре.

Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста:

- соблюдение правил игры, выполнение игровой роли способствует формированию произвольности поведения и всех психических процессов;

- благодаря использованию предметов – заместителей в игре ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве, т.о. игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений;

- игра имеет решающее значение для развития воображения;

- общение дошкольников разворачивается главным образом вокруг игры;

- в игре складываются другие виды деятельности ребенка.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти, к 4-5 годам формируется произвольная память. Ведущим становится наглядно-образное мышление.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал