![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактика стресса.
Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями. Главная причина стресса связана с индивидуальными особенностями человека. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо: 1. Формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. 2. Изменение отношения к проблемной ситуации. Любой аспект жизнедеятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается человеком как превосходящий его возможности. Когда некое событие влияет на нас, и мы испытываем эмоции. Но сами по себе события не запускают наших эмоций. Прежде чем возникнет эмоция, событие анализируется нашей психикой: в первую очередь опасность или безопасность, а также определяется степень личностной значимости путем сопоставления со шкалой индивидуальных ценностей. Формула, формирования эмоций: С→ М→ Э→ Р, где С — событие; М — мысли или оценка данного события; Э — эмоция; Р – реакции: телесные (учащенное сердцебиение, изменение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) и поведенческие (бегство или агрессия, бессмысленные споры, напрасные покупки и т. п). Если оценка ситуации неверна, запускают эмоциональные переживания, по интенсивности, значительно превосходящие истинное значение произошедшего, это препятствует конструктивной адаптации к жизненным условиям, и мы испытываем избыточные негативные эмоции.
Содержание Тема 1.5. Психология и возраст Содержание учебного материала Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. Психология и возраст. Периодизации психического развития.
План: 1. Составляющие развития человека: - физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.); - социальное развитие (изменение социального статуса); - психологическое развитие (развитие психических, познавательных процессов, воли, эмоций). Выделяют три взаимосвязанных, но несовпадающих друг с другом возраста: - хронологический (паспортный); - физический (биологический); - психологический (это то, каким человек себя чувствует и осознает). Он во многом влияет на физический возраст. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений. Развитие на каждом возрастном этапе имеет свои закономерности. Принципы развития человека: 1) Новообразования - в возрасте складываются новые психические качества (новообразования), означающие вклад этого возраста в общее психологическое развитие. Так, развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, формированием более адекватной и устойчивой самооценки, чем у детей раннего возраста. Центральное психологическое новообразование старости - мудрость, которая характеризуется зрелостью ума, глубоким взаимопониманием с окружающими, оптимистичными жизненными установками. 2) Гетерохронность (разновременность) развития - хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпадать. Например, в психологии юности хорошо описано явление, характеризующее " детскость" мышления и поведения человека - инфантилизм. Известны примеры и другого варианта развития, когда жизненные обстоятельства и индивидуальные особенности человека определяют значительное опережение его психологического становления относительно хронологического и т.д. 3) Преемственность - все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. 5) Сензитивность - это присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен к некоторым педагогическим воздействиям, которые вызывают у него появление определенных качеств. Например, прогрессивное развитие речи в раннем возрасте обусловлено созданием взрослыми оптимальных условий, преждевременное или запаздывающее обучение в этом направлении может неблагоприятно сказаться на всем психическом развитии ребенка. 6) Кризисы развития. Психологическое содержание кризисов развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. 7) Компенсаторность - психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. 8) Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации, т.е. неповторимым своеобразием психики и личности. Основные категории развития: Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром (Л. С. Выготский) Ведущий вид деятельности – эта такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения психических процессов, личности человека на данном возрастном этапе и создает условия для формирования новых видов деятельности.
Содержание
|