Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Древней Руси.







 

Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла вы- сокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в древнерусский период нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное на- родное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем больше. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной пред- ставляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее са- мые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев

- как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киев-

ской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Ру- си. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором вос-

певаются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, свидетельствуют о культурном уровне народных масс, их образован-

ности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет

пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в совет- ский период, - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность была уделом знати. Письменность у восточных славян

появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих до- классовых государственных образований интеграционные тенденции были на-

столько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одно из средств межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в раз- витии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского

литературного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность и де- мократизм оказали свое влияние на литературный язык. Древнерусский литера-

турный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических

текстах, летописях, древнейшей из которых была «Повесть временных лет», в

«Молении» Даниила Заточника и многих других письменных памятниках. Зву- чит он и в жемчужине древнерусской письменности - «Слове о полку Игореве»,

посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в. (А.А. Зимин).

 

В Киевской Руси высокого уровня достигла и «поэзия в камне» - архитек- тура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных сла-


 

вян, оно почти не сохранилось, так как было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян Центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и названную так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен Со- фийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искус- ства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески разви- вали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собст- венная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тон- кий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в

поколение. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля бы- ли монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском и в Юрьевском

монастырях. Ему также приписывается создание церкви Николы на Ярославо- вом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы Великой Отечественной войны. Иной характер имела ар-

хитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материа- лом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во

Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок - в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для Владимиро-Суздальской архитектуры характерно использование

выступающих пилястр, барельефных изображений людей, животных и расте- ний. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие, и нарядные одновре- менно. В конце XII - начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор

во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

 

В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мы многое мо- жем сказать не только о культовой архитектуре и теремах, но и об оборонном зодчестве, а также о жилищах рядового населения. В прошлое ушло утвержде- ние о том, что в Древней Руси имелась существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Основным типом сла- вянского жилища была усадьба, основой которой был бревенчатый сруб, зачас- тую двухэтажный.

 

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные


 

мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Солунского. Получила распро- странение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых церко- вью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона Божией Матери «Владимирской». Она была пере- несена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее назва- ние. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое начало получает во вла- димиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно уже в

древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в ог- лавном «Деисусе», выполненном, вероятно, в конце XII столетия («Деисус» оз- начает «моление»). На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона «Оранта».

 

Русские «златокузнецы», используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т.д.

 

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что це- лые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.

 

Высокая и своеобразная культура стала одним из факторов формирования древнерусской народности - основы дальнейшего возникновения великорус- ской, украинской и белорусской народностей. Как показал В.В. Мавродин, древнерусская народность имела и другие атрибуты такого рода общности: территорию обитания, язык, единство экономической и политической жизни.

 

Эта народность, вовлекая в ареал своей жизнедеятельности различные эт- носы, устанавливая оживленные контакты с соседними государственными об- разованиями, создала своеобразную древнерусскую цивилизацию. Расхожая ныне мысль о том, что русская цивилизация была на «стыке» западной и вос- точной цивилизаций, нуждается в существенной поправке, ибо волей-неволей придает нашей цивилизации определенную эклектичность.

 

Древнерусская цивилизация как вариант российской цивилизации была, конечно же, обращена не к Западу, а к Востоку, но это обращение не свелось к простому заимствованию. С самого начала это была особая своеобразная циви- лизация, в созидании которой, наряду с главной силой - славянами, сыграли свою роль балты и финно-угры, тюрки и иранцы и даже генетическая память о скифах, сарматах и древнегреческих городах-государствах, когда-то существо- вавших на этой территории.


 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал