Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Собирание и представление вещественных доказательств органами, осуществляющими административно-юрисдикционную деятельность
При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности (рейды, патрулирования и т.д.) могут быть выявлены предметы, которые запрещены в свободном гражданском обороте и за владение которыми без соответствующего разрешения наступает уголовная ответственность, или признаки любого другого преступления. По сложившей практике материалы, полученные при административной деятельности, передаются органу, правомочному возбудить уголовное дело, с рапортом соответствующего должностного лица, выявившего признаки преступления. При принятии этих материалов должно быть установлено: проведены ли административные мероприятия уполномоченными лицами и в пределах ли их компетенции; надлежащими ли были основания для проведения этих мероприятий; не нарушены ли при этом процедуры, установленные соответствующим законом, отвечают ли процессуальные документы формам, установленным административным законодательством. И хотя, по общему правилу, нарушение норм административного законодательства не является препятствием для введения этих данных в уголовный процесс в предусмотренном УПК порядке, в некоторых случаях применительно к вещественных доказательствам, вернее к предметам, которые претендуют в последующем на такой статус, такое нарушение может явиться препятствием к введению их в уголовный процесс. Например, при обнаружении и изъятии предметов, запрещенных в свободном гражданском обороте, того же оружия, в отсутствие понятых и при отрицании лицом факта изъятия, на первое место выходит форма соответствующего административно-процессуального документа как гарантия его достоверности. Как показало проведенное нами интервьюирование судей, при нарушении формы они однозначно признают соответствующий документ и оформленное им изъятие недопустимыми. Последовательность составления административно-процессуальных документов, как правило, значения не имеет, поскольку дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, или составления протокола об административном правонарушении. Исключение из этого правила составляет только протокол изъятия вещей и документов, который составляется после личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при которых могут быть обнаружены материальные объекты (будущие вещественные доказательства в уголовно-процессуальном значении), относятся: 1) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; 2) досмотр транспортного средства; 3) осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. Изъятие вещей, предметов и документов, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, осуществляется в рамках такой отдельной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ). Административное законодательство допускает составление протокола административного задержания с отметкой в нем о досмотрах и изъятии вещей и документов, обнаруженных при этом (ч.3 ст.27.2, ст. 27.4, ч.6 ст. 27.7 и ч.5 ст.27.10 КоАП РФ). В литературе, посвященной административно-юрисдикционному процессу, они получили название первоначальных процессуальных действий. При их производстве должны соблюдаться конституционные права и свободы, связанные с личной неприкосновенностью, и правом на квалифицированную юридическую помощь. В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица, с момента такого задержания. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводится без нарушения их конструктивной целостности в присутствии двух понятых. Причем, личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру; о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия; о виде и количестве боевых припасов; о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице; делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных способах фиксации, результаты которых прилагаются к протоколу. Он подписывается должностным лицом, его составившим; лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру; понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе; об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов; делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способах фиксации, результаты которых прилагаются к протоколу. Он подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Досмотр транспортного средства проводится без нарушения его конструктивной целостности в присутствии двух понятых и лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру; о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства; о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия; о виде и количестве боевых припасов; о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства; делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных способах фиксации, результаты которых прилагаются к протоколу. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Как мы уже говорили, исходя из смысла ст. 27.7-27.10 КоАП РФ, если при вышеуказанных досмотрах и осмотрах обнаружены предметы, которые запрещены в свободном гражданском обороте, и за владение которыми без соответствующего разрешения наступает уголовная ответственность, или признаки любого другого преступления, то их изъятие должно оформляться отдельным протоколом изъятия вещей и документов. Оно осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении административном задержании. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются: сведения о виде и реквизитах изъятых документов; о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия; о виде и количестве боевых припасов; делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи и иных способах фиксации, результаты которых прилагаются к протоколу. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Как мы уже отмечали, административное законодательство допускает составление протокола административного задержания с отметкой в нем о досмотрах и изъятии вещей и документов, обнаруженных при этом. В этом случае в протоколе административного задержания указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о понятых; сведения о задержанном и досматриваемом лице и находящихся при нем вещах; отметка о том, что задержанному разъяснено его право пользоваться помощью защитника с момента задержания; заявление задержанного о его желании воспользоваться помощью защитника или его отказ от такой помощи; сведения о защитнике, если он участвует, разъяснении ему его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.5 КоАП РФ; отметка о том, что лицу предложено добровольно выдать наркотики (в соответствии с примечанием к ст. 6.8 КоАП РФ, лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за их незаконное приобретение или хранение); состояние и степень опьянения; время, место и мотивы задержания; оказало ли лицо неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также применялись ли к нему специальные средства (дубинка, наручники и т.п.); вид, количество и идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре; вид, количество и идентификационные признаки изымаемых вещей и документов; сведения об упаковке, опечатывании и пояснительных надписях на упаковке; подписи понятых и должностного лица, составившего протокол; подпись задержанного (если лицо отказывается подписать протокол, об этом в нем делается соответствующая запись); отметка, что копия протокола вручена лицу, у которого изъяты вещи или документы, либо его законному представителю. О совершении любого административного правонарушения в обязательном порядке составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления; фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество, место и время рождения, место жительства и работы, номер документа, удостоверяющего личность, время его выдачи и орган, выдавший его); отметка о разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ; сведения о защитнике, если он участвует, разъяснении ему его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.5 КоАП РФ; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются; отметка о разъяснении свидетелям их прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.6 КоАП РФ; место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное административное правонарушение; объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела; отметка о том, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ознакомлено с содержанием протокола (его объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу); подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или отметка о том, что он отказался от подписи; подписи свидетелей и защитника; подпись должностного лица, составившего протокол; отметка о том, что лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении. Таким образом, по общему правилу, нарушение норм административного законодательства не является препятствием для введения этих данных в уголовный процесс в предусмотренном УПК порядке. Но если по каким-либо причинам осуществить это не представляется возможным, то для введения в уголовный процесс административно-процессуальных протоколов как иных документов оценке подлежат: а) полномочия должностных лиц по составлению административных протоколов и осуществлению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.ст.27.1-27.3, 27.7, 27.8-27.10 и 28.3 КоАП РФ); б) порядок и процедуры осуществления мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.3, 27.5, 27.7-27.10 КоАП РФ); в) формы административных протоколов и протоколов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.4, 27.5, 27.7-27.10 и 28.2 КоАП РФ).
|