![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словоохотливый председатель
Никто в компании DMKG. одной из крупнейших фирм по оказанию консультационных услуг в сфере бухгалтерского дела и менеджмента, не работал больше, чем Элистер Джексон. Большую часть времени он тратил на совещания и, будучи главным компаньоном, обычно занимал кресло председательствующего. Он был словоохотливым и общительным человеком, любившим долгие деловые обеды, а также превосходным организатором и политиком. Он любил сначала высказывать свое мнение, а затем пускаться в обсуждение, обычно не забывая о своем статусе и положении в организации. Он ненавидел работать «от и до», а также людей, которые рано уходили с его совещаний, и особенно под неубедительным предлогом, что их ожидает важный клиент или что им нужно успеть отправить с вечерней почтой срочное письмо. Он недолюбливал младших компаньонов, которые прерывали полет его фантазии. Он был твердо убежден, что является превосходным председателем. «Я веду всех за собой, как Маргарет Тэтчер. — хвастался он. — Очень давно меня посылали на курсы, где преподавали искусство проведения совещаний, но я обнаружил, что они не могут меня ничему научить». 1. Совещания под председательством Э. Дж. никогда не начинаются и не заканчиваются вовремя. Он проявляет высокомерное пренебрежение к времени других людей, а также к их мнению и профессиональным советам. «Вздор! — с жаром отреагировал на эти замечания Элистер Джексон. — Я знаю, что у меня много врагов и что многие завидуют моим успехам, но вы. занимая такую должность, должны знать правду и не обращать внимания на высказывания этих смутьянов. В конце концов, я же главный компаньон». Глава фирмы достал другой лист бумаги. «Эти выводы сделаны на основании оценки двадцати шести ваших коллег и восьмидесяти девяти младших партнеров и менеджеров, которые присутствовали на ваших совещаниях или работали над совместными проектами, а также четырех писем от клиентов, выражавших свое недовольство от совещаний с вами. Разумеется, моя собственная оценка вашего поведения на моих совещаниях подтверждает эту точку зрения. Что вы намерены с этим делать?» Возможно, не так уж много руководителей оказываются такими непригодными для кресла председательствующего, как Элистер Джексон. Однако лишь у немногих из нас навыки председательствования не нуждаются в совершенствовании. Слово «председатель» звучит достаточно официально. Оно вызывает ассоциации с формальными процедурами, как в парламентских комитетах или таких учрежденных статутом органах, как собрания акционеров, заседания советов директоров или доверительных собственников. Иногда эти формальные навыки являются полезными: они достаточно точно определяют роль, которую вам следует играть, чтобы отвечать законным ожиданиям всех заинтересованных сторон. Ярким примером председательствующего, ведущего дело в таком официальном ключе, можно считать судью в судебном заседании. Однако я предпочел, чтобы вы, находясь в кресле председателя, думали о себе как о человеке, который управляет межличностной коммуникацией. Я понимаю, что это определение похоже на профессиональный жаргон, но оно охватывает не только те ситуации, в которых вас избрали или назначили председателем и обязали следовать процедурным правилам. Так, например, тренер спортивной команды в перерыве между таймами управляет коммуникацией; тем же самым занят дирижер оркестра во время репетиций. Когда несколько человек собираются вместе, они естественным образом начинают общаться между собой: возникает двусторонний или многосторонний разговор. Когда речь идет о бизнесе, такой разговор должен быть целенаправленным и эффективным. Это требует определенного навыка как от лидера, так и от членов его команды (подобно считать присутствующих на совещании командой с взаимодополняющими знаниями, опытом и навыками, перед которой поставлена четкая цель). Ваша задача — вести дискуссию и управлять ею таким образом, чтобы достичь поставленных перед совещанием целей. В главе 9 мы более подробно рассмотрим требования, которые предъявляет вам роль председательствующего. Прежде чем закончить с печальным примером Элистера Джексона (вероятно, вы догадались, что он предпочел досрочно выйти на пенсию и заняться политикой), следует сказать несколько слов об аттестации работников. Помните о том, что все эти коллеги, подчиненные и начальники (или мужья, жены, сыновья и дочери) сообщают свои впечатления о вас. Они объективны в том смысле, что у данного человека действительно сформировалось такое впечатление. Но это утверждение не является объективным суждением о том, какой вы на самом деле, — об этом знает только господь Бог. Однако совокупные данные — сумма впечатлений — должны восприниматься всерьез (но не слишком). Как утверждает венгерская поговорка: Если один человек говорит, что вы лошадь, посмейтесь над ним. Если два человека называют вас лошадью, над этим стоит задуматься. А что делать, когда лошадью вас называют трое? В этом случае лучше пойти и купить себе седло. «НЕТМА Лтд.» «НЕТМА Лтд.», образовавшаяся десять лет назад в результате слияния двух фирм, представляет собой среднюю по размеру производственную компанию. Компания переживает тяжелые времена. Она производит электрические машины, переключатели, соединительные устройства и разъемы на трех предприятиях с общей численностью персонала 750 человек. Новые конкуренты, особенно из Тайваня и Малайзии, за три последних года снизили долю рынка, приходившуюся на «НЕТМА Лтд.», с 26 до 9 процентов. Изменения в выпускаемой продукции, вынужденные простои и слухи относительно продажи контрольного пакета акций создали атмосферу неуверенности и даже страха на предприятиях и в офисах компании. Руководство большую часть времени проводило на кризисных совещаниях со своими бухгалтерами и кредиторами. Персонал держали в неведении — не специально, а из-за отсутствия внутренней системы коммуникации, если не считать досок объявлений на каждом из трех предприятий, где вывешивалось все, что удавалось узнать у руководства. Коммуникация — это источник жизненной силы любой организации. Это требование бизнеса, а не вопрос хороших отношений между людьми. В наши дни надлежащей нисходящей, восходящей и параллельной коммуникации ваш бизнес долго не протянет. Более подробно мы остановимся на этом позже, однако теперь необходимо подчеркнуть два основных момента.
Не забывайте об одном непреложном законе: РАЗМЕР + ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗБРОСАННОСТЬ = ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ. Если вы управляете магазином с тремя работниками, то вам не придется особенно беспокоиться по поводу коммуникации. Но если вы собираетесь стать стратегическим лидером бизнеса, как руководитель компании «НЕ-ТМАЛтд.», то вам придется столкнуться с этой проблемой и предпринять какие-то шаги для ее разрешения.
|