Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будь готов






Достижение ясности цели, содержания и плана — как для официальной презентации, так и неофициального выступления — является основной частью подготовки.

Большинство людей знакомы с девизом скаутов: БУДЬ ГОТОВ.

Разумеется, невозможно быть готовым ко всем случайностям жизни — если не считать общего ощущения общей гибкости ума, которая позволит вам справиться с неожиданно возникающими ситуациями, — но вы можете подготовиться к таким событиям, как того или иного рода публичное выступление.

В вашем распоряжении могут быть несколько недель или несколько минут, но принципы подготовки от этого не меняются.

Манера или степень подготовки могут в значительной степени различаться, однако полезно провести границу между общей и конкретной подготовкой. В этом смысле можно провести аналогию с художником-портретистом — в течение одного часа вам следует мобилизовать все свои знания и опыт.

Знаменитый портретист сэр Джошуа Рейнолдс, первый президент Королевской академии художеств, однажды писал портрет стального магната, чрезвычайно богатого человека, добившегося успеха своими собственными силами. Подобно многим богатым людям, он был очень экономен. Получив счет на несколько сотен гиней — огромная сумма по тем временам, — он ужасно разозлился и отправился с жалобой в студию сэра Джошуа.
«Вы проработали чуть больше двенадцати часов над моим лицом, — заявил он, — а остальное закончили ваши помощники. И за двенадцать часов работы вы требуете от меня более шестисот фунтов? Я не плачу таких денег моим лучшим управляющим».
«Вы платите мне не за двенадцать часов, сэр, — ответил Рейнолдс. — Вы платите за тридцать лет, в течение которых я упорным трудом постигал, что мне делать со своими кистями в течение этих двенадцати часов».

«Вся моя жизнь — это подготовка для любви к вам», — писал Дж. К. Честертон своей будущей жене. По отношению к коммуникации эта общая подготовка начинается еще в школе, когда вы учитесь читать и писать, обсуждать и спорить, а также поднимать руку в классе, когда вы знаете ответ. К ней также относится все ваше последующее обучение — обычно на работе — принципам и практике эффективной коммуникации. Вся эта книга является одновременно обобщением и дополнением той общей подготовки, которая уже имела место на протяжении всей вашей жизни.

Конкретная подготовка охватывает то, что военные называют тактикой, применяемой в различных ситуациях.

Для художника-портретиста она заключается в нанесении грунта на холст, выборе и размещении кистей и красок, обеспечении обогрева и хорошего освещения студии. Возможно, сюда следует включить размышление о личности или чертах характера будущей модели — какую музыку любит слушать этот человек, о чем он предпочитает беседовать или какие прохладительные напитки ему предложить. Ниже приведены эквиваленты для любого вида коммуникации, причем в качестве схемы использовано одно из стихотворений Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

(Перевод С. Я. Маршака)

В приведенной ниже таблице я изменил их порядок, но в реальной жизни не важно, какой из этих вопросов вы рассмотрите первым. Это шесть «инструментов», которые вы должны держать у себя в голове остро отточенными и готовыми к работе.

Таблица 3.1. Будь готов - некоторые советы по планированию

ВОПРОС ПОЯСНЕНИЯ
Кто? С кем вам предстоит общаться? Попытайтесь представить их — человека, нескольких людей или аудиторию. Каковы их интересы, установки и ценности? Что у них общего с остальными людьми и чем они отличаются?
Что? Что именно вы хотите сообщить другим? Один из способов ответить на этот вопрос — выработать критерий успеха. Как вы узнаете, успешно ли вы передали другим свои мысли?
Как? Каков наилучший способ передачи вашего сообщения? Здесь очень важен язык. Мысленно подберите слова для общения с аудиторией. Спланируйте вступление, основную часть и заключение. Если время и место позволяют, найдите и приготовьте наглядные пособия.
Когда? В коммуникации важную роль играет время. Выработайте ощущение времени, чтобы ваши высказывания воспринимались как имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В одних ситуациях следует говорить, а в других лучше молчать.
Где? Какова обстановка в том месте, где предполагается коммуникация? Возможно, у вас найдется время посетить аудиторию, где вам предстоит выступать, и переставить, к примеру, мебель. Проверьте акустику (а также обзор, если вы используете наглядные пособия).
Почему? Чтобы превратить присутствующих в слушателей, вам нужно знать, почему им нужно слушать вас, — и при необходимости сообщить им об этом. Что заставляет их слушать? Это значит, что вы сами должны знать, почему вы стремитесь к коммуникации, то есть понимать ценность или важность того, что вы собираетесь сказать.

На подготовку часто не хватает времени, однако вы редко попадаете в ситуации, когда не удается выкроить минуту-другую на составление плана. Такие кризисные ситуации обладают тем преимуществом, что они позволяют выявить людей, которые всегда в той или иной степени готовы выступить по определенному вопросу, если в этом возникнет необходимость. Однако человек, обладающий навыками коммуникации, всегда стремится избежать подобных сюрпризов.

Один из уроков, который я усвоил на собственном горьком опыте, заключается в необходимости сохранять гибкость. При планировании любой работы мы, естественно, составляем свой собственный план. Трудность состоит в том, что такой план предполагает определенную картину развития ситуации — однако реальная ситуация может оказаться совершенно иной.

Генри Комптон пришел в ярость от перспективы прокладки автомобильной дороги через поле рядом с его садом. Он тщательно подготовил свою речь, которую намеревался произнести на общем собрании. Он указал десять причин, почему дорога нанесет вред окружающей среде, и особенно среде обитания редко встречающегося пятнистого африканского дятла, изредка прилетавшего на это побережье.
После того как официальные лица изложили свои планы и председательствующий на собрании открыл дебаты, Генри ожидал возможности выступить со своей заранее подготовленной речью, которая была рассчитана на десять минут.
«Учитывая дефицит времени, ограничиваю длительность каждого выступления тремя минутами, — объявил председатель. — Следующий мистер Комптон».
Генри поднялся и приступил к своей десятиминутной речи. Когда он добрался до третьего пункта — это заняло больше времени, чем он думал, — председатель прервал его, и он вынужден был сесть на место. Генри успел лишь повторить то, что говорилось раньше. Его десятый пункт и козырная карта — африканский дятел — так и остался за бортом.

Храня верность подготовленной заранее речи, Генри Комптон не смог должным образом адаптироваться на собрании. Он должен был почувствовать, что большое количество желающих выступить и ограниченное время потребуют от него такой труднодостижимой краткости. Столкнувшись с необходимостью в последнюю минуту изменить свой план, он не смог этого сделать. В результате он упустил свой шанс. Один израильский генерал однажды сказал: «План — это хорошая основа для изменения своей точки зрения».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал