![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Будьте яркими
Вне всякого сомнения, Нельсон сделал свой план сражения ярким. Как это ни странно, он избегал публичных заявлений и речей, что свидетельствовало об отсутствии у него выдающегося ораторского таланта. Тем не менее он обладал способностью к эффективной коммуникации с капитанами и командами своих судов. Даже морской стратегии он мог придать образность и драматизм. А вы можете проделать то же самое с планом сбыта продукции на следующий год? Принцип яркости охватывает все, что делает вашу речь интересной, захватывающей и привлекательной. Яркий — это значит полный жизни. Смысл этого определения заключается в живости как самого оратора, так и предмета, который он освещает: бодрость, активность, энтузиазм, энергичность, сила, теплота, свежесть, яркость и оживленность. Когда содержание речи ясно и просто, это уже первый шаг к яркости, однако нам, возможно, предстоит еще потрудиться, чтобы это качество появилось на свет. Нельзя сказать, что эта яркость может быть с легкостью добавлена после завершения подготовительной работы. Она также не является естественным результатом полного выражения всех граней личности — подобно играющему в лучах солнца фонтану. Все публичные выступления, даже по самому незначительному поводу должны доносить «истину, преломленную через личность». Именно истину мы должны оживить и донести до другого человека, а не самих себя. Только в этом случае возникают, по выражению поэта Томаса Грея, «мысли, которые дышат, и слова, которые жгут». Первое приложение принципа яркости заключается в заинтересованности предметом разговора и людьми, участвующими в этом разговоре, — именно в таком порядке. Интерес — это одна из форм самой жизни, магнетизм, свойственный не предметам, а людям. Естественно, наследственность, воспитание в семье и образование предопределяют наш интерес к определенным областям или предметам. Однако эти области по своей широте можно сравнить с равнинами: люди, предметы, идеи, прошлое, настоящее или будущее. На этих просторах расположено множество «площадок для кемпинга». Более того, у всех нас есть общие черты, и если один человек интересуется тем или иным предметом, то было бы странно, если бы он не нашел еще кого-то, кто разделял бы его интересы. Однако интерес может представлять собой тихое и скромное направление мысли. Мы можем распознавать его в других, но мы не обязательно стремимся разделить его. Точно так же не все, кто заинтересован в коммуникации, обладают даром пробуждать интерес аудитории. Однако всем нам трудно устоять перед энтузиазмом, который представляет собой разгоревшийся ярким пламенем интерес. Вдохновенный оратор не может быть скучным: он естественным образом воплощает в себе принцип яркости.
Помимо этих основных моментов, применение принципа яркости зависит от вашего творческого воображения. Там, где имеет место массовая коммунникация, очень полезным может оказаться театральное чувство «драмы». И Монтгомери, и Нельсон тщательно «ставили» свои коммуникации. «Монти», сверкая ленточками нашивок на своей полевой форме, мог в монологе передать присущий сражению драматизм. Адмирал Нельсон не случайно был влюблен в бывшую актрису, а также настаивал на том, чтобы в день Трафальгарской битвы на нем был синий мундир с золотым кантом. Кроме того, он обладал способностью распознавать великий момент и позволял ему самому говорить за себя — чутье, присущее великим актерам. На небольших собраниях или при менее драматических обстоятельствах попытка драматизации легко может увести нас на рифы дилетантской театральности. Таким образом, необходимо прежде всего следить за уместностью живой и яркой речи. Я вспоминаю одно из армейских занятий по рытью траншей. После изучения теории новобранцев привели в центр большого поля, вручили лопатки и сообщили, что через тридцать минут поле будет обстреливаться из пулемета. Никогда в жизни мы так быстро не копали… Это было занятие по довольно скучному предмету, но инструктор сумел превратить его в яркое и запоминающееся. Один из способов сделать свою речь живой и драматичной — это расцветить ее метафорами и аналогиями. Не забывайте, однако, что форма не должна затуманивать смысл, подобно тому, как метод не должен заслонять содержание. Дело в том, что и смысл, и содержание всегда подвергаются опасности быть скрытыми за языком и методами, такими, как метафоры или наглядные пособия. Проверка осуществляется практикой: понимают ли слушатели смысл сообщения, или они просто смеются над яркой аналогией или цветным плакатом, наглядным примером или запоминающейся фразой? Один из величайших ораторов и выдающихся политических деятелей античности Демосфен, долгое время боровшийся против постоянных набегов царя Македонии Филипа, однажды сказал своему сопернику: «Ты заставляешь слушателей восклицать: «Как хорошо он говорит!» Я же заставляю их кричать «разобьем Филипа!». Образы — как визуальные, так и словесные — придают яркость речи. Визуальная метафора или сравнение — это короткая и живая картинка, которая также способствует ясности и простоте. Юмор также способен оживить коммуникацию на рабочем месте, поскольку смех и скука не могут долго жить вместе. Коммуникация — это серьезное дело, но оно не обязательно должно быть мрачным. Однако яркость, образность или юмор не должны отвлекать внимание от смысла сообщения.
|