Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женщины, заслужившие доверия Пророка r






Первые мусульманки всеми силами удерживали свою семью от унижения, которое влекут за собой обращения к людям с просьбами. Они поддерживали порядок и уют в доме и заботились об имуществе мужа и о детях, и демонстрировали искреннее усердие в этом.

Мусульманка на заре ислама не расходовала имущество мужа без его разрешения, стараясь, чтобы он видел и слышал, как и на что она расходует. Более того, она отдавала саму себя и своё имущество в распоряжение мужа и не жалела для него ничего, поддерживая его морально и материально.

А если муж был скупым по природе, то для женщины-мусульманки это не становилось поводом для того, чтобы брать у него средства без разрешения и растрачивать их. Вместо этого она шла к Посланнику Аллаха r и, объяснив ему ситуацию, советовалась с ним, спрашивая, как ей быть, и прося разрешить её проблему с мужем. Именно так поступила, например, жена Абу Суфьяна Хинд бинт ‘Утба. Она пришла к Посланнику Аллаха r и сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, Абу Суфьян — человек скупой, так будет ли грехом, если я стану кормить наших детей из его имущества [без его ведома]?»

Посланник Аллаха r сказал: «Я не одобряю это, иначе как в пределах разумного» [Аль-Бухари; Муслим].

Аль-Багави (да помилует его Аллах) сказал: «Из хадиса можно сделать несколько важных выводов в области фикха. Например, разрешение упоминать о некоторых недостатках мужчины, если в этом есть необходимость, поскольку Пророк r не осудил Хинд за её слова “Поистине, Абу Суфьян — человек скупой”. А также: обязанность мужчины содержать жену; обязанность родителей содержать детей. Так, учёные согласны в том, что состоятельный отец обязан содержать несовершеннолетнего ребёнка, а также достигшего совершеннолетия, но страдающего каким-нибудь хроническим недугом, не позволяющим ему обеспечивать себя. Если же он способен добывать хлеб насущный собственным трудом, то с отца снимается обязанность содержать его. А если родители обязаны содержать детей, то состоятельные дети тем более обязаны содержать родителей, если те страдают хроническими недугами или находятся в трудном материальном положении.

Из хадиса также можно понять, что судья (кади) должен выносить решение на основе собственного знания, поскольку Пророк r не потребовал у неё доказательств того, о чём она утверждала. Ему было известно, что Хинд — жена Абу Суфьяна.

В этом вопросе существуют разногласия между учёными, о которых я упомянул в книге “Судопроизводство”.

Ещё один вывод из хадиса: разрешается выносить судебное решение в отношении отсутствующего. Это мнение Малика и аш-Шафи‘и. А некоторые учёные считают, что выносить решения относительно отсутствующего не разрешается. Это мнение Шурайха, ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза, и его также придерживался Ибн Абу Лейля и асхаб ар-райй[86].

Абу ‘Убайд сказал: “Это разрешено, если судье стало известно, что ответчик скрывается, не желая исполнять свои обязанности по отношению к истцу и упорствуя в этом, то, по мнению асхаб ар-райй, если дело связано с присутствующим, например, женщина заявляет, что отсутствующий муж отказывается содержать её, или она утверждает, что он оставил что-то из имущества на хранение кому-то из присутствующих. Или она утверждает о преимущественном праве покупки[87] на часть того, что он продал, в отсутствие продавца”.

Ещё один вывод: если один человек не отдаёт другому то, что обязан отдать, то первый имеет право взыскать полагающееся ему из имущества второго, попавшего в его руки, вне зависимости от того, относится это имущество к той же категории, с которой связано его право, или нет. Он может продать то, что не относится к этой категории, и забрать полагающееся ему из стоимости. Известно, что скупость человека предполагает, что он не обеспечивает семью тем, в чём нуждаются его жена и дети из пропитания, одежды и остальных необходимых предметов быта. Посланник Аллаха r разрешил Хинд брать из имущества мужа столько, сколько достаточно ей и её детям. А это было осуществимо только посредством использования того, что не относится к категории, с которой связано право, для получения того, что относится к этой категории. Это мнение имама аш-Шафи‘и.

А асхаб ар-райй сказали: “Он имеет право взять деньги другого вида вместо тех, которые ему причитаются[88], однако он не имеет права брать другой вид имущества”.

Имам Малик считал, что не разрешается отрицать тот факт, что другой человек оставил ему на хранение своё имущество, вне зависимости от того, относится это имущество к категории, с которой связано его право, или нет. В качестве доказательства он приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк r сказал: “Возвращай доверенное тебе тому, кто доверил тебе это, и не поступай вероломно с тем, кто поступил вероломно с тобой”. Подразумевается, что будет вероломством, если человек возьмёт себе из этого имущества что-то сверх того, что причитается ему. Если же говорить о том, чтобы взять только причитающееся, то с точки зрения Шариата это разрешено (это подтверждает хадис Хинд). И на подобное действие не распространяется запрет поступать вероломно».

Хинд опасалась, что если будет брать что-нибудь из имущества мужа без разрешения, то её поступок будет расценён как недостойный, несмотря на то, что она хотела сделать это только с целью прокормить и обеспечить необходимым себя и своих детей, а Абу Суфьян обязан был содержать их всех. Тем не менее, Хинд переживала из-за этого и пошла к Пророку r, чтобы спросить у него, дозволено ли ей поступать так, и он сказал ей, что она имеет право брать в разумных пределах — столько, сколько хватит ей и её детям.

Если бы Пророк r не знал о том, что Хинд говорит правду, а также о том, что она очень хорошая, мудрая и экономная хозяйка, которая заботится о своём доме и бережёт имущество мужа наилучшим образом — если бы он не знал обо всём этом, он не стал бы давать ей позволения брать из имущества мужа столько, сколько хватит ей и детям. Он поставил единственное условие — брать следует только в разумных пределах, но ничего не добавил к этому. Если бы он не знал о благородстве её характера и о её богобоязненности и осторожности в подобных вещах, он бы не стал просто позволять ей брать в пределах разумного, а разъяснил бы ей пределы разумного, установив определённые ограничения.

Вера утвердилась в сердцах первых мусульманок, став неотъемлемой частью их самих. Любовь к Аллаху и Его Посланнику также укоренилась в их сердцах, и они покорились Всевышнему и подчинились Его воле.

Поэтому Посланник Аллаха r предоставил Хинд подобную свободу, разъяснив нормы Шариата: он доверял ей и полагался на её ответственность и честность в соблюдении предписаний религии.

На заре ислама мусульманка благодаря своей замечательной вере, великой стойкости, силе своей убеждённости в правильности выбранного пути и покорности Аллаху, сумела заслужить доверие Пророка r, как было в случае с Хинд g.

Подобное доверие было оказано не только Хинд, но и некоторым другим сподвижницам. В их числе и жена Хиляля ибн Умаййи, одного из троих уклонившихся от участия в походе на Табук.

Ка‘б ибн Малик d передаёт: «А потом к Посланнику Аллаха r пришла жена Хиляля ибн Умаййи, которая сказала ему: “О Посланник Аллаха, ведь Хиляль ибн Умайя — беспомощный старик, у которого нет слуги, так неужели же ты не желаешь, чтобы я прислуживала ему? ” Он сказал: “Нет, ты можешь служить ему, но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе! ”[89] Она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и, клянусь Аллахом, с тех пор, как это началось, и до сих пор он только и делает, что плачет! ”» [Аль-Бухари].

Посланник Аллаха r доверял ей и возложил на неё саму ответственность за соблюдение предписания, согласно которому муж не имеет права вступать в близость с ней.

Это свидетельствует о том, что первые мусульманки действительно достигли высокого положения. Это возвышение далось женщине нелегко. Она усердствовала, воспитывая себя и стараясь стать лучше. И она доказала своё право занимать столь почётное место в мусульманской общине, а также способность ответственно исполнять возложенное на неё и порученное ей.

Посланник Аллаха r положился на женщин и тогда, когда положение было серьёзнее некуда и над ним самим нависла огромная опасность. Это было во время переселения (хиджра) Пророка r из Мекки в Медину. Они с Абу Бакром обсуждали детали переселения в присутствии Асмы и ‘Аиши, и Пророк r не стал ничего скрывать от них и не боялся, что они выдадут его тайны. Более того, дочери Абу Бакра участвовали в подготовке к переселению Посланника Аллаха r.

Это огромная честь для женщины — пользоваться доверием самого Посланника Аллаха r. Мусульманка снискала эту честь после того, как доказала свою правдивость, искреннюю преданность исламу и благородство характера.

Первые мусульманки действительно соответствовали самым благим представлениям о них. И они воздерживались от всего, что могло бы лишить их подобного доверия со стороны Посланника Аллаха r. Они ничего не предпринимали, не посоветовавшись с ним и не спросив у него разрешения, предпочитая решение Всевышнего Аллаха и Его Посланника r решениям людей, и даже родственные связи не могли заставить этих мусульманок поступить иначе.

Когда мать Асмы бинт Абу Бакр приехала навестить её, Асма не стала спешить сближаться с матерью, а сначала отправилась к Посланнику Аллаха r спросить, как ей следует поступить.

Асма бинт Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Однажды при жизни Посланника Аллаха r ко мне приехала моя мать, которая была язычницей. Я обратилась за советом к Посланнику Аллаха r, спросив: “Ко мне приехала моя мать со своими просьбами и желаниями, так следует ли мне поддерживать с ней отношения? ” Он ответил: “Да, тебе следует поддерживать отношения с твоей матерью”» [Аль-Бухари; Муслим].

А ещё раньше Умм Кульсум бинт ‘Укба[90], покинув родителей, совершила переселение к Аллаху и Его Посланнику r, и её не остановила жестокость курайшитов и возможные преследования с их стороны, а также положение и могущество её отца.

Умм Кульсум ни у кого не спрашивала разрешения переселиться к Всевышнему Аллаху и Его Посланнику r.

История Зейнаб бинт Джахш, одной из жён Пророка r, также хорошо известна. Когда ей сообщили о том, что Пророк r желает жениться на ней, она сказала: «Я ничего не стану делать, пока не испрошу благословения у Господа». То есть пока не обращусь к Аллаху с мольбой, дабы Он помог мне сделать выбор.

Это лишь немногие из заслуг и достойных деяний первых мусульманок, которые помогли этим женщинам обрести доверие Посланника Аллаха r и заслужить довольство, уважение и почёт мусульманской общины. Вспомним правило: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Таковы были посевы женщин-мусульманок на заре ислама. А каковы посевы современных мусульманок?

Это вопрос, на который ты, сестра-мусульманка, должна ответить. Мир тебе!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал