Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умм Сулейм






Однажды Абу Тальха, муж Умм Сулейм, понял по голосу Посланника Аллаха r, что тот голодает. Это было в голодное и трудное время. Абу Тальха пришёл к Умм Сулейм g и рассказал ей об этом. Он не просто посочувствовал Пророку r и не ограничился простой жалобой на положение Пророка r. Он не стал вести пустые разговоры о плачевном положении мусульман, ничего при этом не предпринимая. Напротив, он отреагировал словом и делом и поспешил спросить Умм Сулейм: «Есть ли у тебя что-нибудь?»

Умм Сулейм поспешила ответить: «Да». Она была женщиной сообразительной и мудрой и прекрасно понимала, что это не просто вопрос, не желание проверить, сколько у них имущества, а побуждение к действию. Он просил её отдать ему то, что у них есть из еды. И она поспешила выполнить его просьбу, не заставляя его повторять дважды.

Умм Сулейм достала хлеб, который был у неё, завернула его в своё покрывало, спрятав его таким образом, и положила его под руку Анасу. Потом она отправила Анаса к Посланнику Аллаха r. При этом она не оставила себе и своим детям ни крошки, отослав Посланнику Аллаха r всё, что было у неё в доме.

Умм Сулейм посвятила свою жизнь религии Всевышнего и поставила своё имущество и свой дом на службу исламу. Можно ли было ожидать от неё после этого, что она пожалеет несколько кусков хлеба? Она не скупилась и отдала Посланнику Аллаха r всё, что у неё было.

Не только Пророк r страдал от голода. Он был одним из голодающих, а голод в те дни мучил всех до такой степени, что это было видно по их исхудавшим телам и заметно по их ослабевшим голосам. Увидев Анаса с едой, он позвал всех мусульман и направился вместе с ними к дому Абу Тальхи. Собралось семьдесят или даже восемьдесят человек. Увидев их, Абу Тальха сказал: «О Умм Сулейм, пришёл Посланник Аллаха r с людьми, а у нас нечем накормить их!»

Что же сделала Умм Сулейм, увидев такое столпотворение у своего дома? Ведь Посланник Аллаха r привёл с собой множество людей, а у неё не было ничего, кроме хлеба, который она послала ему с Анасом.

Кто-то может подумать, что она лихорадочно старалась найти выход из трудного положения, в котором оказалась, готовая прибегнуть даже ко лжи, и если бы она могла, то просто закрыла бы за собой дверь своего дома или спряталась бы куда-нибудь до лучших времён, дабы посмотреть, что Всевышний Аллах сделает со всей этой толпой.

Но нет, ничего подобного она не сделала. Вместо малодушия она проявила удивительную стойкость и преподала нам всем урок искусства веры. Да-да, и на это раз она не оставила нас без урока… Она не жалела для нас света, который добавляла и добавляла к своему свету и вновь поделилась с нами духовной красотой.

Умм Сулейм встретила это испытание с удивительным спокойствием и твёрдой убеждённостью в том, что всё так, как должно быть, и будет лишь то, чему Всевышний Аллах судил быть.

Она не оробела и не проявила растерянности и малодушия, которые могли бы омрачить прекрасную и светлую историю её жизни, полной стойкости и искренней веры. Она не допустила того, чтобы Посланник Аллаха r увидел её не такой, какой он привык её видеть. А он привык видеть её щедрой, готовой к самопожертвованию и не сомневающейся в награде, которая ожидает верующих в мире вечном.

Она приняла ситуацию, в которой ей суждено было оказаться, с максимальной простотой и превратила её в урок искусства убеждённости, а также смирения перед Всевышним Аллахом и Его Посланником r для будущих поколений. Своим поступком она учит нас не торопить события, не «бежать впереди поезда», а терпеливо ждать, проявляя смирение и уповая на Всевышнего Аллаха.

Умм Сулейм забыла обычные, постоянно действующие в человеческом мире законы. Она не думала о том, что у неё мало еды, и о том, как неудобно ей будет, когда ей придётся признать, что нечем угощать гостей. Обо всём этом она забыла. Однако она не забыла о том, что всех этих людей привёл с собой Посланник Аллаха r. Она понимала, что, вероятно, есть в этом деле что-то такое, что ей неведомо, что-то, о чём она ещё не знает, — словом, в его действие вложен какой-то особый смысл. Возможно, оно послужит поводом для ниспослания какой-нибудь новой нормы Шариата, приведёт к появлению какой-нибудь новой сунны. И ей остаётся только подождать и посмотреть, что произойдёт.

Умм Сулейм ни на минуту не сомневалась в том, что Всевышний Аллах и Его Посланник знают то, чего не знает она, и смирилась с этим. Она отказалась от своего понимания и мнения ради воли Всевышнего Аллаха и Его Посланника, отставив в сторону своё знание, очевидные истины и обычаи этого мира ради знания Аллаха и знания Его Посланника r. Она не стала ничего предпринимать, не стала опережать события, а сказала с полной убеждённостью: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше!»

Такое поведение было обычным для представителей того благодатного поколения.

Знаете ли вы историю проповеди Посланника Аллаха r, которую он произнёс во время прощального хаджа?

Пророк r во время одной из остановок спросил своих сподвижников о некоторых очевидных вещах, но они отказались отвечать, пока не ответит он сам.

Абу Бакра d передаёт: «Пророк r обратился к нам с проповедью в день жертвоприношения и сказал: “Знаете ли вы, что это за день? ” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения? ” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за месяц? ” Мы снова промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа? ” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за город? ” Мы снова промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не Мекка? ” Мы сказали: “Да”. Тогда он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе до того дня, когда вы встретите вашего Господа! Донёс ли я? ” Люди ответили: “Да”. Тогда он сказал: “Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто, возможно, усвоит это лучше него самого. И не становитесь после меня неверующими, которые рубят друг другу головы! ”».

Сподвижники, стоя перед Посланником Аллаха r, продемонстрировали благовоспитанность, отказавшись отвечать на вопросы, ответы на которые были хорошо известны, пока он сам не ответит на них. Они подумали, что он назовёт эти очевидные и хорошо знакомые им понятия какими-то другими словами. И они промолчали, ожидая, пока задавший вопросы сам ответит на них. Они не желали, чтобы Аллах видел их противоречащими или опережающими Его, Всевышнего, и Его Посланника r.

Они руководствовались словами Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 49 «Комнаты», аят 1).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «То есть не говорите, пока не скажет он, и не велите, пока не повелит он, не выносите решений, пока не вынесет решение он, и ничего не решайте окончательно, пока он не вынесет решение по вашему делу и не придаст этому решению законную силу.

‘Али ибн Абу Тальха передаёт слова Ибн ‘Аббаса: “Не говорите ничего противоречащего Корану и Сунне”.

А аль-‘Ауфи передаёт от него: “Им было запрещено говорить, опережая его”.

Смысл аята таков: не спешите со словами и делами, пока Посланник Аллаха r не скажет и не сделает.

Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого” (сура 49 “Комнаты”, аят 2).

Если возвышение голоса над голосом Пророка r делает тщетными деяния человека, то что можно сказать о том, кто предпочитает своё мнение, свой разум, пристрастия и знания тому, что принёс он, и возвышает их над его Посланием? Разве такой человек не заслуживает в ещё большей степени того, чтобы его деяния стали тщетными?!

Всевышний Аллах сказал: “Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения” (сура 24 “Свет”, аят 62).

Если непременным атрибутом их веры было то, что они даже не уходили, не спросив у него разрешения, то ещё логичнее предположить, что они не принимали слова и мнения, иначе как с его разрешения, а указание на разрешённость черпалось из того, что он принёс».

Сподвижники прекрасно усвоили эти важные правила и следовали им при жизни Пророка r и после его кончины, — как мужчины, так и женщины.

История Умм Сулейм — лучшее тому подтверждение. Она отставила в сторону своё мышление и своё мнение и стала ждать, что явит Всевышний Аллах через Своего Посланника r. Что может решить разум, когда речь идёт о воле Всевышнего?

И действительно, прошло всего несколько минут и произошло одно из великих чудес, явленных Пророком r по воле Господа: количество еды увеличилось, и все семьдесят или восемьдесят человек, которых он привёл с собой, наелись досыта. И Умм Сулейм видела это чудо своими глазами, потому что свершилось оно в её доме.

Анас передаёт эту историю полностью: «Однажды Абу Тальха сказал Умм Сулейм: “Я услышал, что голос Посланника Аллаха r слаб, и понял, что он голодает! Нет ли у тебя чего-нибудь? ” Она сказала: “Есть”. Она достала ячменные лепёшки, а потом взяла своё покрывало, завернула в часть него хлеб и засунула его мне за пазуху, а другой частью обвязала меня и отправила меня к Посланнику Аллаха r. И я понёс этот хлеб, найдя Посланника Аллаха r, с которым находились и другие люди, сидящим в мечети. Я подошёл к ним, и Посланник Аллаха r спросил: “Тебя послал Абу Тальха? ” Я ответил: “Да”. Тогда Посланник Аллаха r велел людям: “Вставайте! ”, — и они двинулись к выходу из мечети, а я побежал вперёд, пришёл к Абу Тальхе и обо всём рассказал ему. Абу Тальха сказал: “О Умм Сулейм, пришёл Посланник Аллаха r с людьми, а у нас нечем накормить их! ” Она ответила: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше! ” Тогда Абу Тальха пошёл встречать Посланника Аллаха r, который вошёл в дом вместе с ним и сказал: “Подавай, что у тебя есть, о Умм Сулейм! ” И она принесла этот хлеб, который раскрошила по велению Посланника Аллаха r. А потом Умм Сулейм выдавила на хлеб топлёное масло из кожаного мешка, приправив его. После этого Посланник Аллаха r произнёс над ним то, что было угодно Аллаху, а затем велел: “Впусти десять человек”. И Абу Тальха впустил десять человек, которые ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: “Впусти десять”. И он впустил их, и они ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он снова сказал: “Впусти десять”. И это продолжалось до тех пор, пока не поели и не насытились все, а было их семьдесят или восемьдесят человек!» [Аль-Бухари; Муслим].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал