Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство смирения






Нет ничего проще слов, и человек скор на безосновательные утверждения. Поэтому Всевышний Аллах закрыл эту дорогу для всех стремящихся идти по ней, объявив ложным любое утверждение, не подтверждаемое действительностью. Так, Всевышний Аллах упомянул об утверждениях некоторых людей, а потом потребовал от них доказать эти утверждения. В нескольких аятах Корана встречаются слова: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» (сура 2 «Корова», аят 111).

А о противоречии действий словам Всевышний Аллах сказал, что это признаки лицемерия и указание на внутреннюю испорченность человека.

Всевышний Аллах сказал: «Они [лицемеры] говорят: “Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся”. Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему. Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его Посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо! Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся! ” Именно они являются преуспевшими» (сура 24 «Свет», аяты 47–51).

И Он не оставил выбора изрекающим не соответствующие истине утверждения.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31).

Таким образом, человек не должен говорить ничего, кроме того, что соответствует действительности. Поэтому Посланник Аллаха r сказал: «Если бы людям давали согласно их заявлениям, то у людей не осталось бы ни крови, ни имущества».

А в другой версии хадиса говорится: «Если бы людям давали соответственно их заявлениям, то они стали бы утверждать, что имеют право на [возмездие за пролитую] кровь и имущество других людей… Однако приносить клятву должен обвиняемый» [Аль-Бухари; Муслим].

Учёные сказали, комментируя этот хадис: «Этот хадис — одно из очень важных правил, касающихся норм Шариата. Из хадиса можно понять, что утверждения человека не принимаются, если они голословны. Он должен привести подтверждение своим словам или же обвиняемый должен подтвердить правдивость утверждений данного человека. И он имеет право потребовать клятву от обвиняемого. Пророк r объяснил, почему людям не дают просто так всё, на что они заявляют права: если бы каждый человек получал то, на что претендует, без подтверждений, тогда одни люди заявили бы о своих правах на возмездие за пролитую кровь и имущество других людей, и тогда жизни людей и их имущество потеряли бы свою неприкосновенность, и у обвиняемого не было бы возможности защитить свою жизнь и имущество… Что же касается обвиняющего, то он может защитить их с помощью доказательства (подтверждения его права)».

Таким образом, голословные утверждения не учитываются Шариатом. Необходимо доказательство, подтверждающее истинность данного утверждения.

Причём подтверждение не ограничивается свидетелями. Это понятие включает в себя всё, посредством чего можно подтвердить истинность данного утверждения и обоснованность иска, который подаёт человек.

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Подтверждение (баййина) в словах Аллаха и Его Посланника r и в словах сподвижников — это всё, посредством чего подтверждается право. Это более широкое понятие, чем подтверждение как термин, используемый факыхами. Они подразумевают под этим словом только двух свидетелей или одного свидетеля и клятву. В этом ограничении нет ничего предосудительного, при условии, что слова Аллаха и слова Его Посланника не будут сводиться к нему, потому что следствием этого станет неправильное понимание текстов и придание им смысла, отличного от того, который вкладывался в него».

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) также сказал: «Методы, посредством которых судья выносит решение, обширнее, чем методы, которые Аллах указал обладателю права, дабы он мог с их помощью сохранить своё право».

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) также сказал: «Это великая основа, и её обязательно нужно знать. Многие люди допускают ошибки в отношении неё. Поистине, Всевышний Аллах повелел сохранять право посредством подтверждения, и если это подтверждение имеется, то вместе с ним не требуется клятва истца — когда есть письменные доказательства и свидетели, дабы право не отвергалось и не забывалось, а иначе обладателю права придётся напоминать тому, кто забыл о нём либо отрицает. И это не означает, что если есть нечто, подтверждающее это право, то такое подтверждение не принимается, а принимается только способ подтверждения, посредством которого Аллах повелел сохранять право».

Таким образом, понятие подтверждения в Шариате гораздо шире, чем у факыхов. Подтверждение — необходимая составляющая утверждения или иска, и её отсутствие делает утверждение недействительным.

Это очень важная шариатская основа, которую хорошо усвоило первое поколение верующих. Эти люди не желали, чтобы Всевышний Аллах видел их изрекающими голословные утверждения. И они не хотели, чтобы их вера была таким же голословным утверждением, а потому подтверждали её своими словами и делами и избегали несоответствия между тем, что они говорили, и тем, что они делали. И они жили по принципу: «Знание прежде слов и дел». Это и есть истинная вера и признаки преуспеяния.

Языки представителей этого поколения были заняты поминанием Всевышнего Аллаха, тогда как тела их были заняты борьбой с ложным, разрушая идолов и устраняя различные проявления ширка с позволения Господа. Эти люди поднимали знамя веры на каждом месте, куда ступали их ноги.

Первое поколение мусульман (да будет доволен Аллах ими всеми) останавливалось у границ, которые установил Всевышний Аллах. Они оберегали свою веру и были искренне преданны своей религии и правдивы, неся возложенную на них ответственность призывать людей к исламу. Поэтому это благодатное поколение, несмотря на малую численность, смогло осуществить на земле грандиозные изменения. Эти люди изменили ход истории всего за несколько лет — период ничтожный по сравнению с возрастом человечества.

Первое поколение верующих смогло достичь заоблачных высот благодаря своей вере, подняться над неверием и нанести ему поражение, несмотря на свою малочисленность и слабость. Сила этого поколения заключалась в его исламе, в его вере.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд d рассказывал: «Я видел поступок аль-Микдада, совершить который самому желаннее для меня, чем всё подобное. Аль-Микдад пришёл к Посланнику Аллаха r, когда тот обращался к Всевышнему с мольбами покарать неверующих и помочь ему против них: “Мы не скажем тебе, как сказали Мусе сыны Исраиля: ‹Иди и сражайся вместе со своим Господом, а мы будем сидеть здесь! › Нет! Мы будем сражаться справа и слева от тебя, впереди и позади тебя! ” И лицо Посланника Аллаха r засияло от радости» [Аль-Бухари; Муслим].

А Анас ибн Малик d передаёт: «У нас не было другого вина, кроме того, которое вы называете фадых. И однажды, когда я стоял и поил этим вином Абу Тальху, такого-то и такого-то, пришёл один человек и сказал: “Разве вы не слышали новость? ” Они спросили: “Какую? ” Он сказал: “Вино теперь запрещено”. И они сказали: “Вылей эти кувшины, о Анас”. И они не спрашивали о нём и не возвращались к нему больше» [Аль-Бухари; Муслим].

Они не колебались, когда дело касалось веления Всевышнего Аллаха и веления Его Посланника r. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха r велел изготовить для себя золотой перстень и носил его, поворачивая его широкую часть к ладони. Люди тоже изготовили себе перстни. А потом он сел на минбар, снял перстень и сказал: «Поистине, я носил этот перстень широкой частью внутрь». И он выбросил его, а потом сказал: «Клянусь Аллахом, я никогда больше не надену его». И люди тоже выбросили свои перстни [Аль-Бухари; Муслим].

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Посланник Аллаха r увидел на руке одного человека перстень, снял его, отбросил в сторону и сказал: «Один из вас сознательно берёт уголёк из Огня и надевает его на руку!» После того как Посланник Аллаха r ушёл, этому человеку сказали: «Подбери свой перстень и используй его как-нибудь». Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму то, что бросил Посланник Аллаха r!» [Муслим].

Рафи‘ ибн Хадидж передаёт от своего дяди со стороны отца Зухайра ибн Рафи‘: «Посланник Аллаха r запретил нам нечто, бывшее привычным для нас». Рафи‘ передаёт: «Я сказал: “Сказанное Посланником Аллаха r — истина”. Зухайр сказал: “Посланник Аллаха r позвал меня и спросил: ‹Что вы делаете с вашими полями? › Я ответил: ‹Мы сдаём их внаём за пользование источником или за несколько васков фиников и ячменя›. Посланник Аллаха r сказал: ‹Не поступайте так. Засевайте землю сами или отдавайте её кому-то для засевания, или же оставляйте её как есть›”. И я сказал: “Слушаемся и повинуемся! ”» [Аль-Бухари; Муслим].

Сподвижник Ка‘б ибн Малик d передаёт, что однажды при жизни Посланника Аллаха r он стал требовать в мечети, чтобы Ибн Абу Хадрад вернул ему долг, и они стали кричать так громко, что их голоса услышал Посланник Аллаха r, находившийся у себя дома. Посланник Аллаха r вышел к ним из-за занавески своей комнаты и обратился к Ка‘бу ибн Малику: «О Ка‘б!» Ка‘б сказал: «Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха». Тогда Посланник Аллаха r сделал Ка‘бу знак рукой, желая сказать: «Прости ему половину долга». Ка‘б сказал: «Я уже сделал это, о Посланник Аллаха», после чего Посланник Аллаха r велел Ибн Абу Хадраду: «А ты встань и уплати ему».

Таким было первое поколение мусульман. Они неизменно останавливались у границ, установленных Всевышним Аллахом, и беспрекословно подчинялись велениям Его Посланника r. Они стремились жить в полном соответствии с исламским Шариатом, и их слова и дела подтверждали это стремление, и между их словами и делами не было противоречий.

Первые мусульманки также прониклись духом этой покорности, и мы видим, что в те времена женщины соревновались с мужчинами в исполнении установлений религии и покорности Всевышнему, ни на шаг не отходя от норм, установленных Кораном и Сунной.

‘Аиша g передаёт: «Жёны Пророка r послали ‘Усмана к Абу Бакру с просьбой отдать им восьмую часть того имущества, которое Аллах предал в руки Своего Посланника r, а я старалась удержать их от этого, говоря: “Разве вы не боитесь Аллаха? Разве вы не знаете, что Пророк r говорил: ‹Мы не оставляем наследства. Всё оставленное нами является милостыней [говоря это, он имел в виду себя]. А семейство Мухаммада r может только питаться из этих средств›? ”» И, в конце концов, жёны Пророка r прислушались к её словам [Аль-Бухари; Муслим].

Так первые мусульманки останавливались у черты, проведённой аятами и хадисами, не преступая её.

Вспомним уже упомянутый ранее хадис Умм Салямы, которая приготовилась оплакивать своего мужа Абу Саляму. Услышав, что Посланник Аллаха r запрещает это, она сказала: «И после этого я воздержалась от оплакивания и не стала плакать».

Зейнаб бинт Абу Саляма (да будет доволен Аллах ею и её отцом) рассказывает: «Когда умер Абу Суфьян ибн Харб d, отец жены Пророка r Умм Хабибы g, я зашла к ней, а она велела принести жёлтые благовония, умастила ими щёки и предплечья, а потом сказала: “Клянусь Аллахом, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как Посланник Аллаха r сказал: ‹Не дозволено женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур свыше трёх дней по кому-то, кроме мужа, — по нему она должна соблюдать траур четыре месяца и десять дней›”».

А Зейнаб бинт Джахш g, когда умер её брат, по прошествии трёх дней велела принести себе благовония, умастилась ими, а потом сказала нечто подобное, о чём упоминается в обоих «Сахихах».

А знаете ли вы историю девушки, которую Посланник Аллаха r сосватал для Джуляйбиба?

Анас ибн Малик передаёт, что Пророк r посватал за Джуляйбиба девушку из числа ансаров, обратившись к её отцу. Тот сказал: «Мне нужно посоветоваться с её матерью». Пророк r сказал: «Хорошо».

Тот человек пришёл к жене и рассказал ей обо всём. Она сказала: «Преславен Аллах! Неужели Посланник Аллаха r не нашёл никого, кроме Джуляйбиба? А ведь мы не отдали её такому-то и такому-то!» А девушка в это время сидела за занавеской и слышала их разговор.

Тогда мужчина уже собрался пойти к Пророку r и рассказать ему обо всём.

Однако девушка сказала: «Неужели вы хотите отвергнуть веление Посланника Аллаха r? Если он доволен им в качестве зятя для вас, то жените его».

Так она разрешила ситуацию, сняв этот груз со своих родителей.

И её отец отправился к Посланнику Аллаха r и сказал: «Если ты доволен им, то и я доволен им».

И он женился на ней.

А однажды жители Медины отправились сражаться с врагом. Сел на коня и Джуляйбиб. Позже его нашли убитым, а рядом с ним — тела семерых врагов, которых он убил.

Анас сказал: «И я видел её, и это была самая щедрая семья (или самая щедрая вдова) в Медине».

Это была молодая девушка, ещё не побывавшая замужем и почти ничего не знавшая о жизни. Тем не менее, она считала желание Посланника Аллаха r велением, обязательным для исполнения. И она выступила против того, чтобы отвергать это веление. И эта юная девушка сказала: «Неужели вы хотите отвергнуть веление Посланника Аллаха r?»

Сказав это, она освободила родителей от необходимости делать выбор и открыла перед ними врата покорности воле Пророка r. Девушка не стала отказываться от брака с Джуляйбибом, хотя принадлежала к благородной семье ансаров, а он был человеком простым, бедным и некрасивым[91]. В одной из версий этой истории говорится, что она сказала: «Отдайте меня Пророку r, поистине, у него я не пропаду». И отец девушки пришёл к Пророку r и сказал: «Делай с ней, что пожелаешь». И он выдал её за Джуляйбиба.

Так девушка из числа ансаров самостоятельно решила свою судьбу, подчинившись воле Пророка r и согласившись с его выбором. И при этом она успокоила родителей и вселила радость в их сердца, сказав: «Отдайте меня Пророку r, поистине, он позаботится обо мне».

Так она одновременно совершила сразу два благих поступка: подчинилась воле Посланника Аллаха r, несмотря на то, что Джуляйбиб не был завидным женихом, и успокоила и порадовала родителей. Анас ибн Малик d передаёт: «Среди сподвижников Посланника Аллаха r был человек по имени Джуляйбиб. У него было некрасивое лицо. Как-то Посланник Аллаха r предложил ему жениться. Джуляйбиб ответил: «Ты обнаружишь, что я неходовой товар». Посланник Аллаха r сказал: «Но пред Аллахом ты не таков» [Абу Я‘ля].

Эта девушка из числа ансаров оказалась мудрой не по годам, она сумела преподнести этот вопрос своим родителям так, что они успокоились и порадовались за неё. Ведь она сказала им, что Посланник Аллаха r позаботится о ней.

Джуляйбиб был достоин такой жены. Он был отважным воином. Знаете ли вы историю его гибели?

Абу Барза d передаёт, что во время одного из военных походов с участием Пророка r Аллах даровал мусульманам добычу, и Пророк r спросил своих сподвижников: «Не отсутствует ли кто-нибудь из вас?» Они сказали: «Да, такой-то, такой-то и такой-то». После этого он спросил: «Не отсутствует ли кто-нибудь из вас?» Ему сказали: «Да, такой-то, такой-то и такой-то». Потом, когда он опять спросил, ему сказали: «Нет». Тогда Пророк r сказал: «А я вижу, что не хватает Джуляйбиба, поищите же его». Его стали искать среди павших в бою и нашли убитым рядом с семью врагами, которых он убил. Пророк r подошёл к телу Джуляйбиба, остановился около него и сказал: «Он убил семерых, а потом убили его самого… Поистине, он — от меня, а я — от него!»[92] Потом он приподнял его на своих предплечьях, и никто больше не держал его. А потом для Джуляйбиба вырыли могилу и положили его туда, а об обмывании тела покойного Абу Барза ничего не говорил.

После смерти мужа эта женщина продолжала жить в покорности Господу. Она совершала благие дела, делала добро людям и расходовала на Его пути. Анас ибн Малик r сказал: «Я не видел в Медине более щедрой вдовы, чем она».

Эта девушка из числа ансаров могла отказаться выходить замуж за Джуляйбиба, внешность которого не была привлекательной[93], и ей нетрудно было избежать этого брака. Мать не хотела выдавать её за Джуляйбиба, и отец девушки уже собрался пойти к Посланнику Аллаха r и сообщить об этом. Однако девушка не стала молчать. Она не пожелала оставаться незаметной частичкой в океане человеческих жизней, не хотела быть чем-то таким, на что история не обращает внимания, проходя мимо. Вместо этого она объявила, что покоряется воле Пророка r и избавила родителей от позора, который навлёк бы на них отказ исполнить волю Посланника Аллаха r. Она осчастливила их своим послушанием и покорностью. Она считала волю Пророка r велением, обязательным для исполнения. Эта девушка научила людей искусству смирения. Подчиняясь велениям Посланника Аллаха r, она побудила к этому и своих родителей, указав им таким образом правильный путь. Совершив этот достойный и благородный поступок, она в то же время продемонстрировала мудрость.

Можно привести ещё один пример. Его героиня — также девушка из числа ансаров.

Аль-Мугира ибн Шу‘ба d передаёт: «Я пришёл к Пророку r и упомянул о женщине, к которой хотел посвататься. Он сказал: “Сходи и посмотри на неё, ибо это лучше для [будущего] согласия между вами”. И я пошёл к девушке из числа ансаров, попросил её руки у её родителей и сообщил им о том, что сказал Пророк r. И как будто им не понравилось это. А девушка услышала это, сидя за своей занавеской, и сказала: “Если Посланник Аллаха r велел тебе посмотреть, то посмотри, а в противном случае прошу тебя не делать этого! ” Вероятно, для неё это было тяжело. И я посмотрел на неё и женился на ней». И он упомянул о её согласии [‘Абду-р-Раззак; Ибн Маджа].

Так первые мусульманки показывали замечательные примеры смирения и покорности велениям Всевышнего Аллаха и велениям Его Посланника r.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал