Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БАКУНИН М.А. (1814-1876)






 

Михаил Александрович Бакунин – общественный деятель, философ. Учился в Петербургском артиллерийском училище (1828-1832), затем служил в армии (1832-1834), выйдя в отставку, примкнул к кружку Н. Станкевича, сблизился с В. Белинским. Был в то время увлечен Гегелем. В 1840 году уехал учиться в Германию. Там сближается с В. Вейтлингом, А. Руге, П. Прудоном, К. Марксом и Ф. Энгельсом. За участие в революции 1848-1849 гг. он был одновременно приговорен судами Саксонии и Австрии к смертной казни. Был выдан России, и после длительного заключения сослан в Сибирь. В 1861 оду бежит из ссылки и вновь включается в европейское революцион­ное движение. В 1861 году вступает в I Интернационал, но там начинает борьбу с группировкой К. Маркса, в этой борьбе он потерпел поражение, ибо большинство пошло за Марксом, Он был исключен из I Интернационала. Но Бакунин создал анархический «Международный Альянс социалистической демократии» (1868). После роспуска этого «Альянса..» еще продолжало существовать анархическое «братство», которое вело борьбу против Генерального Совета Интернационала, возглавляемого К. Марксом.. Его деятельность доставила много неприятностей международному рабочему движению, ходили, пущенные русским послом в Париже Киселевым сплетни о связи Бакунина с охранным отделением. В 1870 году участвует активно в лионском рабочем восстании, поддерживает Парижскую коммуну.

Бакунин был влиятельнейшим представителем революционного движения в Европе, он имел множество сторонников не только в России, но в Италии, Испании, Швейцарии. Остается таковым и сейчас у представителей леворадикального европейского движения. Основные работы: «Федерализм, социализм и антителеологизм» (1867), «Государствен­ность и анархия»(1873).

 

Бакунин, общаясь с К. Марсом по I Интернационалу, сложил о нем как о человеке довольно негативное мнение. Отмечая ум и эрудицию К. Маркса, его заслуги как ученого, и, прежде всего, его теории о решающем влиянии экономического фактора на жизнь общества, М. Бакунин в своей работе «Государственность и анархия» писал: «По происхождению г. Маркс еврей. Он соединяет в себе, можно сказать, все качества и недостатки этой способной породы. Нервный, как говорят иные, до трусости, он чрезвычайно честолюбив и тщеславен, сварлив, нетерпим и абсолютен, как Иегова, господь Бог его предков, и, как он мстителен до безумия. Нет такой лжи, клеветы, которой бы он не был способен выдумать и распространить против того, кто имел несчастие возбудить его ревность или, что все равно, его ненависть. И нет такой гнусной интриги, перед которой он остановился бы, если только, по его мнению, впрочем, большей частью ошибочному, эта интрига может служить к усилению его положения, его влияния или к распространению его силы. В этом отношении он совершенно политический человек» (Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. 1989. С.443).

Анализируя оригинальность его идей, он сближает К. Маркса с Луи Бланом: «…в отношении политическом г. Маркс прямой ученик Луи Блана. Г. Маркс несравненно умнее этого маленького неудавшегося революционера и государственного человека; но, как немец, несмотря на свой почтенный рост, он попал в учение к крошечному французу.

Впрочем, эта странность объясняется просто: риторик француз как буржуазный политик и как отъявленный поклонник Робеспьера и ученый немец в своем тройном качестве гегельянца, еврея и немца, оба отчаянные государственники, и оба проповедуют государственный коммунизм, с тою только разницей, что один вместо аргументов довольствуется риторическими декламациями, а другой, как приличествует ученому и тяжеловесному немцу, обстанавливает этот равно им любезный принцип* всеми ухищрениями гегелевской диалектики» (Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М. 1989. С.444).

В принципе, М. Бакунин, мог бы упомянуть и то, что превалирование экономического фактора в истории существовало еще у римского мыслителя Тита Лукреция Кара, у арабского средневекового мыслителя Ибн-Хальдуна. А его идея классовой борьбы совершенно не оригинальна – это традиционная идея со времен французской романтической школы начала XIX века.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал