![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вестник Европы
«Вестник Европы» был одним из самых распространенных в России толстых журналов. Журнал придерживался либерального направления. Основателем журнала и его постоянным редактором был М.М. Стасюлевич (1826-1911). В 1861 году Стасюлевич вместе с другими профессорами А.И Пыпиным, К.Д. Кавелиным, В.Д. Спасовичем, Б.И. Утиным ушли из Петербургского университета. Они и составили ядро редакиции «Вестника Европы». Секретарем журнала был Л.З. Слонимский (1850-1918). Заместителем Стасюлевича был А.И. Пыпин (1833-1904).
Боборыкин был первой фигурой в журнале.
По мнению С.А. Венгерова это был один из наиболее объективных журналов в России. 3. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА: ИВАНОВ И.И. (1862-)
Иван Иванович Иванов – историк литературы, критик. Автор диссертации «Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в.» (М. 1895), прекрасной и глубокой по анализу работы - «Тургенев» (СПб., 1896), и обобщающей работы - «История русской критики» (СПб., 1898). Его «История русской критики» и «Тургенев» содержится часто не совсем справедливая, хотя и верная частями критика Герцена, Чернышевского и Писарева. Иванов сетует об умирании искусства, беря в пример Э. Золя, который считал себя более естествоиспытателем, чем писателем, исследователем человеческих душ. Так же он сетует, что если раньше искусство служило каким-то нравственным, религиозным задачам, то оно сейчас лишь увеселение.
«В истории человечества нет безусловно одноцветных эпох – можно отметить только преобладающие настроения и нельзя все идеалы свести к одной всеобъемлющей системе» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.227).
1. ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.
Ив. Иванов считал, что классицизм – это основа французской культуры.
«Французская трагедия, перебравшая почти все эпохи и всех героев древности и средних веков, воспроизводившая самые отчаянные коллизии любовной страсти, в роде противоестественных увлечений и потрясающих семейных злодейств, не представила ни одного действительно исторического лица и не раскрыла ни одной тайны нашей души. Это совершенно фантастическая действительность под покровом известных мнений и событий, и первобытный анализ в уборе крикливых эффектных фраз» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.23).
«… классический дух – подлинный выразитель французского творческого гения, и он в течение веков не изменил ни своей сущности, ни своего влияния на литературу: он по прежнему система и школа, и менее всего – жизнь и вдохновение. Это немедленно обнаружилось в первую же эпоху протеста. Под ударами просветительской мысли пали главнейшие основы старого общественного строя – феодализм, католичество, даже вековая королевская власть, но классицизм только подновил внешний облик, и то далеко не во всех главнейших произведениях века» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.24).
От натурализма к символизму: «Утомленные стонами и оргиями, омутами и застенками, люди возжаждали сладких звуков и небесного далека. Даже больше. По исконному обычаю французов клин выбивать таким же клином, символисты одним взмахом крыльев улетели не только от золаической грязи, а вообще от бренной земли» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.43).
О Сент-Бёве: «Критика у него преобразилась в остроумную, часто блестящую, но чисто увеселительную болтовню» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.50).
«Французская публика вполне напоминает анекдотического принца, требовавшего специального для себя пути к изучению математики. Она – тоже своего рода царственная публика – немедленно поднимает на смех или презрительно отталкивает все недоступное первому взгляду, не похожее на газетную статью» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.223).
На О. Тьерри большое влияние оказали «Мученики» Шатобриана, которые он читал в 15 лет, перед ним открылся мир франков.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Козьмин Б.П. Писемский и Герцен \\ Козьмин Б.П. Литература и история. М. 1982. 2. Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. (359741). 3. Иванов Ив. История русской критики Ч.3, 4. СПб. 1900. (359628). 4. Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии? \\ Русский Вестник. 1862. №2. 5. Катков М.Н. О нашем нигилизме \\ Русский Вестник. 1862. №7. 6. Катков М.Н. О дворянстве. М., 1905. 7. Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905. 8. Катков М.Н. Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1855. 9. Головин Русский роман и русское общество. 1900.
§4 ЖУРНАЛ «ДЕЛО»
После закрытия журнала «Русское слово» Благосветлов пытался выпускать сборник «Луч» под официальной редакцией П.Н. Ткачева, но вышел лишь один том, второй был арестован в редакции. В то время журналист и писатель Н.И. Шульгин (1832-1882) получил разрешение на издание журнала «Дело». Благосветлов договорился с ним, что сотрудники журнала «Русское слово» перейдут в журнал «Дело». В результате журнал «Дело» стал фактически преемником журнала «Русское слово». Официальным редактором оставался Шульгин, но фактическим был Благосветлов. В журнале «Дело» участвовали Шелгунов, Щапов, Ткачев, Берви-Флеровский, Лавров, Тихомиров. Авторами сатирических обозрений был писатель К. М. Станюкович и фельетонист Минаев. Ведущим публицистом был Н.В. Шелгунов.
|