![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Добролюбов
Добролюбов издавал сатирическое приложение к журналу «Современник» - «Свисток». В период 1859-1863 гг. всего вышло 9 номеров. Название стало нарицательным, благодаря Каткову, который применял кличку «свистуны» для обозначения последователей Чернышевского и Добролюбова. Сами революционные демократы не смущались этой клички, принципиально приписывая этому прозвищу положительное значение. «Литературные критики наши, начиная с 40-х годов, прямые трибуны, для которых художественные произведения не более, как предлог выяснить свои общественные идеалы. Они создали особый род критических статей «по поводу», которые очень мало занимались эстетической стороной произведения и очень много общественными выводами, из него вытекающими» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911.39).
«Вся жизнь Белинского проникнута поэзией, статьи его облиты светом внутреннего пожара. Вся жизнь Добролюбова, все статьи его, его переписка с друзьями, его дневники – все отражает в себе натуру упорно прямолинейную, без мечтательных порывов к идеальным вершинам деятельности, без жажды красоты и совершенства» (Волынский А.Л. Русские критики. Спб. 1896. С.135).
3. КОНЕЦ «СОВРЕМЕННИКА»
1. СКАНДАЛ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
После покушения на царя Александра II Каракозовым он был закрыт. С 1868 г. Некрасов совместно с Салтыковым - Шедриным стал издавать журнал «Отечественный записки». Переход в руки Некрасова «Отечественных записок», раскол бывшей редакции «Современника» – самая скандальная история в русской журналистике XIX века. После запрета журнала «Современник», многие перешли работать в журнал «Отечественные записки» Некрасова. Но Ю. Жуковского и М. Антоновича Некрасов не взял. Причиной этому было то, что цензурное ведомство было решительно против участия Антоновича и Жуковского в «Отечественных записках». Но дело было не только в этом, М. Антонович и особенно Ю. Жуковский предъявили повышенные материальные претензии. М. Антонович и Ю. Жуковский попробовали выпускать журнал «Космос», но он не пользовался успехом. В обиде на Некрасова М. Антонович и Ю. Жуковский выпустили брошюру «Материалы для характеристики современной русской литературы» (1868), где обвиняли Некрасова с том, что он использовал авторитет Белинского, Чернышевского и Добролюбова в своих корыстных целях. И это недалеко от истины, но не совсем верно, - ведь Некрасов был не только владельцем журнала «Современник», но и сам был талантливым поэтом. Хотя они были правы, Некрасов был не столько поэтом, сколько литературным «бизнесменом». Еще А. Герцен называл Некрасова литературным Ruffiano – т.е. мошенником. Да и Тургенев поддерживал это мнение А. Герцена, говоря, что пора выставить «этого бесстыдного мазурика на лобное место». Эта брошюра сильно задела Некрасова. Н. Михайловский свидетельствовал, что Некрасов «…прямо-таки заболел и как теперь вижу его вдруг осунувшуюся, точно постаревшую фигуру в халате» (Михайловский Н.К. Литературные воспоминания и современная смута. СПб. 1900. Т.1. с.74). Салтыков-Щедрин по этому поводу буквально «рвал и метал», почти нецензурно выражался в адрес этой брошюры.
Елисеев Ответ на критику \\ Отечественные записки. 1869. №4. Салтыков-Щедрин т.9.
2. АНТОНОВИЧ М.А. (1835-1918)
Максим Алексеевич Антонович (1835-1918) принадлежал к кругу Чернышевского и Добролюбова. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского в 1862 году Антонович фактически возглавил «Современник». Из семьи дьячка. Семинарист, закончил в 1859 году Петербургскую духовную академию. По окончании он направлен на должность профессора в харьковскую семинарию, но наотрез отказался. Тогда ему было предписано явится в Харьковскую епархию, но он не появился и там. Его везде искали, а Антонович в то время жил без паспорта в Петербурге, и активно сотрудничал в «Современнике». Эта критика напрочь закрыла М. Антоновичу дорогу в демократической публицистике. К слову сказать, в последние годы жизни Некрасова они примирились, он проводил много времени с уже смертельно больным поэтом. В статье «Несколько слов о Н.А. Некрасове» (1878) он дает ему высокую оценку. В 1866 году стал постепенно проявлять большой интерес к естествознанию, особенно к геологии и химии. Его работы по философии естествознания в поздний период неплохо написаны и сыграли свою роль в популяризации науки, особенно в популяризации дарвинистской теории, - он автор большой работы «Чарльз Дарвин и его теория» (1896). Интересен своими воспоминаниями о 60-х годах XIX века, которые были им написаны в начале XX века. Работа в «Современнике» - это его наиболее активный период творчества.
До философского уровня мышления он так и не поднялся, чем даже «бравировал» в своих статьях. Хотя, при всем этом отличался достаточной образованностью, которая позволяла ему не делать «ляпсусов» как «зеленая» молодежь из «Русского слова». Наиболее интересен своей критикой ведущего философа того периода П.Л. Лаврова. Петру Лавровичу многие обязаны своими вершинами «философской» мысли – только благодаря тому, что его критиковали Н. Чернышевский, М. Антонович и П. Ткачёв мы и можем «записать» этих критиков в историю русской философии.
В своей статье «Два типа философов» он добивается ответа от Петра Лавровича на то, что есть философия? Он никак в выступлении П. Лаврова в «Отечественных записках» (1861, №1) не найдет ответа у него на этот вопрос, напоминая тупого мальчишку, который хочет добиться от учителя математики простого и ясного ответа в двух словах на то, что есть математика? Не понимая, что, чтобы понять это, надо посидеть не один год за партой. Лавров же ясно говорит о философии с пониманием дела: «Справедливо, что философия присутствует во всякой нашей мысли, следовательно, она может быть открыта во всякой произвольно выбранной фразе. Конечно, в одном случае удобнее, в другом менее удобно открыть её присутствие, но всегда возможно.»() И дальше: «Философия есть процесс отождествления мысли, образа и действия»() Но «семинарист- расстрига» считает все это «совершеннейшей дичью». Вообще их спор напоминает спор Сократа с каким-нибудь из его оппонентов в диалогах Платона. Оппоненты Сократа в такой же степени тупы и самоуверенны. Сам же он, отвергая «домыслы» идеалиста Лаврова, выстреливает «мощную» мысль: «Как человек есть часть природы, так и наука о нем должна быть частью естествоведения, психологию нужно вырвать из мертвящих рук метафизики, соединить её с физиологией, и весьма хорошо бы присматривать за нею, чтобы она снова не пустилась в метафизику, когда ей позволят особою, самостоятельно да отдельно.»(90)
Тем не менее Антонович относит Лаврова к единственному новому философу, который достоин внимания: «За исключением неопределенного образа г. Страхова, первое и последнее место в числе новых философов бесспорно принадлежит г. Лаврову, т.е. он только и есть один новый философ. На него обращены взоры всех с надеждой и ожиданиями: за ним окончательно утвердилась репутация нашего русского философа, деятельного и трудолюбивого; и эта репутация вполне им заслужена» (Антонович М.А. Избранные философские сочинения. ОГИЗ. 1945. С.35-36) Можно только сожалеть, что он умер в 1918 году, в 30-х – 40-х годах был большой спрос на «надсмотрщиков» над метафизикой. Не случайно его сочинения были переизданы в 1945 году.
Антонович в критике «Русского слова» доходил до оскорблений «хавронья», «гнилой бутерброд», «барский лакей», «бессовестная рожа».
«В этой полемике Антонович был совершенно прав, * обличая Благосветлова (человека, очень несимпатичного и грубого эксплуататора) и указывая промахи Писарева, но на публику поток ругательств и взаимных изобличений произвел крайне тягостное впечатление и не мог не уронить престижа обоих журналов» (Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907. С.74-75).
3. ЖУКОВСКИЙ Ю. (1822-1907)
Юрий Галактионович Жуковский окончил училище правоведения, служил в сенате и государственной канцелярии. Потом занимался литературной деятельностью, издал повесть «Петербургские ночи», выступил с первой статьей «Общественные отношения России с точки зрения исторической науки права» («Весна». 1859). Далее активно участвует в работе журнала «Современник». После закрытия «Современника» Жуковский лавировал между «Современным обозрением» Н. Тиблена (этот журнал начал издаваться в 1868 году и просуществовал всего полгода) и «Отечественными записками» Некрасова, ища где ему предложат более выгодные материальные условия. Затем совместно с Антоновичем редактировал журнал «Космос» (1869). После неудачи в дальнейшей литературной карьере он вновь поступает на службу в министерство финансов, став далее управляющим Госбанком, сенатором. В данном случае, он, может быть, оказался честнее, чем Некрасов, который продавал «слезы о народе»; торговал «духом» так, как торгует проститутка своим телом. Конечно, как говориться, он потерял свой «демократизм», но кто сказал, что там этот «демократизм» присутствовал? Главное, что Ю. Жуковский в своих работах продолжил традиции так популярного у сотрудников журнала «Современник» «экономизма», который можно было интерпретировать, в зависимости от симпатий или антипатий, от возрастной психологии разным образом – как в революционном, так и в либеральном направлении. Впоследствии Ю. Жуковский известен своим выступлением против Маркса со статьей «Карл Маркс и его книга о капитале (Вестник Европы. 1877. №9). Оно вызвало серьезный общественный резонанс, на его выступление отозвался сам Маркс. В связи с этим, в принципе двигаясь в русле заданной Н. Чернышевским идейной традиции, оказался не «в чести» перед марксистами. В. Ульянов называл его «пошло-буржуазным» экономистом. (см. Ульянов В.И. Полное собрание сочинений. Т.1. С.131). На эту критику живо откликнулся К. Маркс. Вместе с Жуковским в критике марксизма участвовал Б. Н. Чичерин в работе «Немецкие социалисты. Карл Маркс. (Сборник государственных знаний. Т.IV. 1878)
Отозвались на критику Н. Зибер статьей «Несколько замечаний по поводу статьи г. Ю. Жуковского «Карл Маркс и его книга о капитале» (Отечественные записки. 1877. №11) и статьей «Чичерин contra К. Маркс» (Слово. 1879. 32). Откликнулся и Михайловский (Отечественные записки. 1877. №10).
Жуковский считал себя реалистом, выступая против идеализма. По Жуковскому природа идеализма обусловлена следующим: «Чистая мысль, стремясь обнять мир фактов, ставит* своей задачей дать их изменчивому содержанию неизменное; посреди временного и случайного отыскать вечное и непреходящее и притом, - что главное – не через посредство анализа этих фактов, а само из себя совершенно независимо от них – путем чистой дедукции» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.4). Именно на этом, по мнению Ю. Жуковского, и построена вся идеалистическая философия. Жуковский подчеркивает, что современность не терпит такого подхода, она требует не построения умозрительных, хотя и стройных систем, а знания фактов реальности. По мнению Ю. Жуковского абсолютного знания не существует. Чистая мысль – это «односторонняя способность человеческого организма», которая оперирует «условностями», а потому вряд ли способна дать нам истинное знание реальности. Сама жизнь, представляет собою пеструю «цепь условностей», и только как эта «цепь условностей» может быть и понята. Именно реализм, который исповедует Ю. Жуковский, «…знает жизнь, как ряд условностей, и противополагает себе идеализм или безусловное, как отсутствие жизни, в котором для него не может быть ничего интересного» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.12). Сама «чистая мысль» – это деятельность только «упорядочивающая» и «упрощающая» деятельность по систематизации «реального знания». Корень реализма, по Ю. Жуковскому, находится в точных науках. Реализм везде ищет точных знаний во всех сферах путем опыта. Потому путь реализма «…долгий и сложный; задача его представляет лабиринт подробностей, который не может быть пройден одним махом, одной философской системой или даже одним временем» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.12). В связи с этим он сетует, что человек всегда бежит от этого трудного пути «..надеясь скорее похитить знание, чем добыть его» (там же. С.12-13). Но сии «прометеевские» попытки не приносили успеха: «Он начинал свои прометеевские попытки с мифического мистицизма, сбитый раз, он обращался к опыту, но тут же создавал суеверные стремления, превращая знания в алхимию, кабалистику и заклинания. Раз обманутый в таких средствах, он обращался к умозрениям и здесь проходил те же колебания. Как идеализм мистический имел свой спиритуализм и материализм, свою мифологию и заклинания, так идеализм философский имел своих спиритуалистов и материалистов и свои переходы от безусловности материи к безусловному духу» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.12-13). Современность же идет по позитивному пути, оно отказывается от знания «безусловного»: «Новым решительным шагом ступает современное знание в область реального, отказываясь от безусловного. Среди такого положения вещей философия поневоле сводится с своего олимпийского предъестала, и от нее требуют истин осязательных не для одних больных умов, а для рук, притупленных грубых трудом, как от всякого труда очень явственной материальности» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.13). Ю. Жуковский писал, что издавна предметом исследования науки было два мира: мир естественных явлений и мир»явлений нравственного порядка». Все они пользовались «фактами и опытами». Все эти науки пришли к выводу о «…невозможности представить каждая по своей части общей философской системы; и вопрос о конечной системе был отложен науками в дальний ящик, и сама философия, столь интересовавшая прежде, потеряла кредит и была забыта» (Жуковский Ю.Г. История политической литературы XIX столетия. СПб. 1871. С.7). Большое значение Ю.Жуковский придавал математике, считая, что именно благодаря ей естественные науки и получили свое продвижение. Чего не скажешь о «нравственных» науках, ибо этот класс явлений трудно описывать математическими методами. Потому-то, по мнению Ю. Жуковского, здесь отдается предпочтение дедуктивному или гипотетическому методу. Но, по мнению Ю. Жуковского, это не свидетельствует о том, что естественные науки не используют дедуктивные и гипотетические методы, но суть состоит в том, что в естественных науках они поддерживаются опытом. В отношении «нравственных» теорий, по мнению, Ю. Жуковского, человек склонен рассматривать проблемы существования с двух точек зрения: со своей личной точки зрения и с точки зрения окружающих человека условий реальности. Человек, с одной стороны, стремится наслаждаться, но, с другой, внешние условия мешают ему это делать. Потому-то в древнем мире, по мнению Ю. Жуковского, сформировались две «нравственно-философские» системы. Одна «фаталистическая», подчиняющая человека внешним условиям и отрицающая за человеком возможность устраивать свою жизнь. Другая же, это «социалистическая», которая признает возможность человеку самоопределяться в мире. Первая теория дает элемент порядка и дисциплины и элемент статический, вторая – элемент прогрессивный и элемент динамический. Ю. Жуковский считает, что две эти системы неприемлемы в полной мере, не могут удовлетворить «требованиям теоретической системы» и реальности, ибо: «Мы не можем рассматривать человека как существо совершенно самостоятельное среди природы, не можем его рассматривать и как существо, самостоятельность которого постепенно признается, хотя в конце концов должна все-таки иметь свои пределы» (Жуковский Ю.Г. История политической литературы XIX столетия. СПб. 1871. С.V). а потому становление реальной «нравственной» науки состоит в признании этих двух начал равноправными.
Жуковский являлся сторонником экономического редукционизма: «Человеческое общество вообще может быть рассматриваемо как обширное экономическое учреждение» (Жуковский Ю.Г. История политической литературы XIX столетия. СПб. 1871. С.199). По его мнению: «Общество возникло ради хозяйственного и экономического начала. Но это начало не могло прямо осуществиться; хозяйственные интересы народов не могли быть прямо соблюдены. Военный исторический период мог быть только подготовлением к осуществлению главной цели; а не сам по себе целью. Но этот период был до того сложен и продолжителен, что самая главная цель общежития едва ли не утратилась вовсе из виду и историки едва ли не привыкли видеть в общежитии одну задачу, этого нарастания военной силу и политического могущества» (Жуковский Ю.Г. История политической литературы XIX столетия. СПб. 1871. С.201). Здесь он отмечает роль любимого его мыслителя – А. Смита. Он разделял общество на три «начала»: «Три теоретические элемента, три отвлеченные начала, представляются нам определяющими в каждое данное время гражданское сознание общества - элемент юридический или право, элемент политический и элемент экономический» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.155). Жуковский считает, что основа права и политики – это экономика. По Жуковскому, настоящий двигатель человеческой культуры состоит «…в стремлении человека к улучшению своего положения против того, что дала ему непосредственная природа. Это стремление к улучшению своего положения и должно стало быть считаться за начало движущее всей общественностью, для которого право и политика составляют лишь внешние формы выражения, те различные категории в которых оно повторяется. А так как улучшение благополучия человека и расширение его средств прежде всего и выражается в обеспечении его суммой вещей или материальных предметов, то общее историческое стремление человека к улучшению своего положения прежде всего и выражается в тесном смысле в интересе, экономическом. Который и составляет настоящую закваску, настоящее начало, и ему-то, право и политика служат только своеобразными выражениями. Вытекающее отсюда отношение и различие между тремя элементами – юридическим, политическим и экономическом представляет поэтому после сказанного чисто категорическим, т.е. различением более диалектическим, чем реальным» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866. С.156).
Духовная культура вторична: «…духовная сторона жизни, наука, верования и сознание не составляют еще всей жизни, они имеют в ней свою роль, как отдельный фактор, как один из элементов общего жизненного процесса, в котором работает много двигателей более могущественных и непреклонных, на которые она может иметь свое влияние, но и от власти которых она не совершенно избавлена. Силясь познать жизнь, сознание должно быть в тем большей от нее зависимости, чем слабее и фальшивее в этом сознании понята самая жизнь, чем оно дальше от настоящей разгадки ее коренных условий» (Жуковский Ю. Политические и общественные теории XVI века. СПб. 1866.С.30-31).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Антонович М.А. Избранные философские сочинения. М..1945. 2. Антонович М.А. Теория проис. видов в царстве животных \\ Современник. 1864 №3. 3. Антонович М.А. Умственные движения в XVIII веке \\ Современник. 1865. №11-12. 4. Антонович М.А. Шестидесятники. М., 1984. 5. Антонович М.А. Асмодей нашего времени \\ Современник. 1862. №3 6. Антонович М.А. Наша общественная жизнь \\ Современник. 1864. №4, 10. 7. Антонович М.А. Современник. 1865. №1-4, 6, 7. 8. Жуковский Ю.Г. Из человеческ. правды и нравственности \\ Современник 1860 №5. 9. Жуковский Ю.Г. История политич. литературы XIX столетия. СПб., 1866. (23772) 10. Жуковский Ю.Г. Крестьянское дело и общ. инициатива \\ Современник.1863. М№3. 11. Жуковский Ю.Г. Михайловский Н.К. О литературной деятельности Ю.Г. Жуковского \\ Полное собрание сочинений. Т.4. СПб., 1909. 12. Жуковский Ю.Г. Политические и общественные теории XVI века. Спб., 1866. (7455) 13. Жуковский Ю.Г. Смитовское напр. и позитивизм в эконом. науке \\ Современник. 1864. №9, 10-12. 14. Заичневский П. Г. Молодая Россия \\ Очерки по истории философии в России. М. 1960. 15. Козьмин Б. Из истории революционной мысли в России. М., 1961. 16. Отечественные записки. 1861, №1. 17. Пеунова М.Н. Мировоззрение М.А. Антоновича. М., 1960. (1002489). 18. Реуэль А.А. Русская экономич. мысль 60-70х годов XIX века и марксизм. М., 1956. 19. Социальная философия в России в XIX веке. М., 1985. 20. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. М., 1987. 21. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. 22. Волынский А.Л. Русские критики. СПб. 1896. (359245). 23. Кавелин К. Белинский и последующее движение нашей критики \\ Неделя. 1875. №40. 24. Прозоров П. Белинский и Московский университет в его время \\ Библиотека для чтения. 1859. №12. 25. Кириллова Е.а. Очерки радикализма в России XIX века. Философско-исторические концепции 40-60х годов Новосибирск. 1991.(2371149). 26.
§2 ЖУРНАЛ «РУССКОЕ СЛОВО»: ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА
Журнал «Русское слово» начал издаваться в 1859 году в Петербурге. Его основал граф Г.А. Кушелев-Безбородко, который сам любил писать, но как писатель был явно плох. Он был и плохим организатором – журнал оказался на грани банкротства. В результате этого велся интенсивный поиск его спасение. Демократическое направление журнал «Русское слово» приобретает с приходом на должность редактора Г.Е. Благосветлова во второй половине 1860 г. Костяк «Русского слова» составляли Д. Писарев – ведущий публицист журнала, Шелгунов, Зайцев, Соколов. В журнале принимал активное участие Э. Реклю, который составлял отдел «Политика». В конце мая 1866 года «Русское слово» и «Современник» были запрещены. Но прямым преемником стал журнал «Дело» (1866-1888), где, ввиду смерти Д. Писарева, ведущим критиком уже стал Н.В. Шелгунов.
Философия нигилизма прежде всего связана с периодом спада крестьянских волнений в 1863-1866 годах. В результате в среде революционной интеллигенции возникло чувство растерянности. В результате у многих возникла мысль, что народ еще не созрел для революции и его надо к ней готовить, занимаясь его просвещением. К тому же надо из среды дворян сформировать слой образованных революционеров, способных повести народ к революции. Что и ставили задачей представители «реализма» или «нигилизма», которые группировались вокруг журнала «Русское слово» под руководством Г.Е. Благосветлова и идейного вождя журнала Д.И. Писарева. Как правильно характеризует исследователь творчества Д. И. Писарева Ф.Кузнецов: «Разбудить мысль, научить людей думать – отсюда, по мнению Писарева, начинается воспитание убежденного социалиста. Писарев верил, что человеческая мысль, если она живет полнокровной, естественной жизнью, в силах преодолеть кастовую, классовую ограниченность сознания индивидуального человека, в силах вывести его, независимо от классовой принадлежности, на дорогу служения общечеловеческим интересам» (Кузнецов Ф. Круг Д.И. Писарева. М., 1990. С.297). Редактор журнала «Русское слово» Григорий Евлампиевич Благосветлов закончил Саратовскую духовную семинарию, закончил Петербургский университет, получил степень кандидата права. Преподавал русский язык в разных военных учебных заведениях, потом в Мариинском институте благородных девиц. Указом Николая I за вольномыслие был уволен с занимаемой должности без права дальнейшего права на преподавание. В 1857 г. уехал за границу, познакомился в Лондоне с А. Герценом и стал учителем его дочерей. Существуют свидетельства, что через Благосветлова шли материалы из России для «Колокола». В 1860 году вернулся в Петербург, активно включился в революционную деятельность (входил в состав ЦК «Земли и воли»). В 1860 году издатель «Русского слова» Г.А. Кушелев-Безбородько пригласил его в качестве редактора. Под его руководством тиражи журнала резко возросли, особо благодаря приглашению им в качестве ведущего критика и публициста Д. Писарева. В конце 1865 года у Благосветлова произошел конфликт с ведущими публицистами журнала Писаревым, Соколовым и Зайцевым, материального характера. Этот конфликт назревал постепенно, ибо Благосветлов, как и Некрасов, довольно хорошо обогатился за счет растущих тиражей журнала. Особую роль тут играл Соколов, который всегда отличался «буйным» характером. В результате этого конфликта из журнала ушли Зайцев и Соколов. После закрытия «Русского слова» (1866), он издает новый журнал «Дело». Как мыслитель он не совсем интересен, его собственно литературная деятельность приходится на ранний период. Интересны статьи: «Кольбер и его система» (Русское слово 1860 №2), «Тюрго и министерство его» (Русское слово 1860 №4-5). Его известность, как и известность других публицистов «Русского слова», всецело обязана Д. Писареву. Хотя, с другой стороны, именно Благосветлов дал возможность реализоваться таланту Д. Писарева. Интересна позиция Благосветлова относительно игнорирования политических форм. Он, рецензируя в частности книгу дж. Ст. Милля «Размышления о представительном правлении», считал, что определяющее значение имеют не политические формы, которые могут быть разнообразными, а общественная жизнь, которую он отличает от политики: «… действительная сила прогресса лежит в самом обществе, а не той или другой форме правления» (Благосветлов Г.Е. Политические предрассудки \\ Шестидесятники. М.. 1984. С.108). Общественная жизнь и ее развитие слагается из «энергии народного характера и ума», который прилагается к реальной практике, которая состоит в «умении народа устроить свои экономические отношения» (Благосветлов Г.Е. Политические предрассудки \\ Шестидесятники. М.. 1984. С.104)
Имели большой резонанс слова министра просвещения А.С. Норова (1854-1858), о том, что, если наука была раньше одной из важных потребностей, а теперь она первая потребность и необходимость, по той причине, что это необходимо для преодоления отставания в интеллектуальном отношении противников в Крымской войне. Правительством были приняты меры по развитию науки и образования. В течение 1855-1861 гг. университетам было дано много прав, а в 1863 году был утвержден крайне либеральный устав. Открыто было два университета – в Новороссийске (1864) и в Варшаве (1869). Основано множество политехнических институтов и инженерных академий. Но, все эти позитивные моменты имели также выражение в идеологии и философии. В интеллигенцию пришел разночинец – «нигилист», с проповедью естественности и натурализма, в противовес гуманитарно ориентированной интеллигенции, вышедшей из дворянской среды, сформировавшейся в среде немецкой классической философии и филологической культуры. «Разночинец-нигилист» при всей своей близости к кругу Чернышевского отличались своим своеобразием. Если круг Чернышевского составляли по преимуществу литературные критики - реалисты, то «разночинцы» отличались повышенным интересом к естественно - научному направлению.
Большую роль в становлении философии «нигилизма» сыграл И.И. Сеченов (1829-1905). Основатель «материалистического» направления в русской психологии, знаменит своей работой «Рефлексы головного мозга» (1863). Сама по себе – это сугубо научная работа, но она имела общественный резонанс, приобрела идеологическую окраску. Книга была осуждена властями, когда в 1866 году эта работа вышла отдельной книгой, то она была арестована, а против автора было возбуждено судебное дело. Утверждалось, что теория Сеченова развращает понятия нравственности, разрушает моральные устои общества. Против Сеченова, в частности выступил К.Д. Кавелин
|