![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЕРЦЕН А.И.( 1812-1870)
Александр Иванович Герцен, окончил Московский университет (физико-математическое отделение). В студенческое время увлекался учением Сен-Симона. После окончания университета был арестован по подозрению в революционной деятельности. Провел пять лет в ссылке (1834-1839). В 1847 году уехал за границу. В 1853 году в Лондоне Герцен создает типографию для пропаганды революционных идей в России. В 1855 г. выходит «Полярная звезда», а в 1857 году журнал «Колокол», ставивший целью свержение крепостного права. Как писал В.П. Мещерский: «Явился новый страх – Герцен, явилась новая служебная совесть – Герцен, явился новый идол – Герцен. Он основал эпоху обличения, в иных сферах его боялись больше, чем правительства» (Мещерский В.П. Мои воспоминания. СПб. 1906. С.94). С нарождавшимся революционным движением на Западе он не имел крепких связей, по всей видимости, из-за того, что у него были довольно холодные отношения с лидерами социалистического движения того времени – К. Марксом и Ф. Энгельсом. Причина этих холодных отношений – это дружба с «врагом-раскольником» в I Интернационале – Бакуниным. А. Герцен среди революционных демократов мыслитель достаточно грамотный и талантливый: в его работах присутствует глубина мысли, «прозрачный» стиль изложения, «барская» порядочность в исследовании. Все это вызывает уважение. Его философские сборники статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843) и «Письма об изучении природы» (1844-1845) достойны внимания. Но, как правильно подчеркивает единственно серьезный и достойный внимания русский философ «демократического» направления П. Л. Лавров, Герцен «…глубоким и систематическим философом никогда не был и быть им не мог. Но эти статьи заключали самостоятельно продуманный взгляд, проникнувший сквозь туман идеалистических формул и оживленный тем реализмом, который составлял силу всех одновременных с ним философских явлений Европы: антропологизма Фейербаха, позитивизма Конта, логики Милля, общественной критики Прудона» (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934. Т.IV. С. 131) И далее он писал: «Проповедникам теоретического успокоения на философских вопросах и примирения с действительностью он с самого конца противопоставил важность практических, общественных вопросов и преступность примирения с «гнусной действительностью». Он действовал вы беллетристике, внеся сознательную общественную задачу в реалистические процесс творчества натуральной школы. Он действовал и в теоретической философии в духе натуралистического реализма. Но ни художественное творчество, ни теоретические вопросы философии не составляли никогда его окончательной задачи. За ними он всегда видел вопрос практический, вопрос политический, вопрос общественный» (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934. Т.IV. С. 132)
Интересно пророческое высказывание А.И. Герцена: «Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущею, неизвестною нам революцией» (Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.II. 1948. С.102-103).
|