![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чаадаев П. Я. (1894-1856)
Петр Яковлевич Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года. Был близок к декабристам. После восстания Семёновского полка Чаадаев подал в отставку и уехал за границу. В 1826 году он вернулся на родину. Царское правительство, в связи с его связями с декабристами, у становило за ним негласный надзор. После опубликование своего «Философического письма» (1836) в журнале «Телескоп» Н.И.Надеждина, он был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Это письмо, ходившее еще до опубликования в литературных кругах, сыграло большую роль в становлении историсофской проблематики русской философии XIX века. А. Герцен писал по поводу того общественного резонанса, которое сыграло опубликование этой работы Чаадаева следующее: ««Письмо» Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - все равно надобно было проснуться…. *После «Горя от ума» не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление» (Герцен А.И. Сочинения в 2х т.: Т.2. М., 1986. С.219-220). Оно имело такой общественный резонанс, что фактически опровергало официальную доктрину «народности» С.Уварова: «Православие» – «Самодержавие» – «Народность».
Философские взгляды Чаадаева сложились под влиянием философии Шеллинга, с которым он был лично знаком.
Более того, его можно считать собственно первым русским философом. Как правильно отмечает Н. Бердяев, Чаадаев «…мыслитель самостоятельный, он не повторяет западные идеи, он их творчески перерабатывает» (2, С.72), создавая традицию русской философии с только ей свойственным «проблемным полем» историософского характера. Как бы то ни было философия Чаадаева знаменует собой определенную «точку перелома» в русской философии. Суть же этой «точки перелома» состояла в окончательно оформившемся «разводе» кафедральной и масонской философии с философией русского демократического либерализма. Русская философия из кафедр и масонских кружков вышла на сцену реальной общественной жизни.
Вот что писал П.Л. Лавров: «Едва ли не единственный представитель в России школы католического демократизма, Чаадаев, в своем резком противоположении развития русской национальности развитию Западной Европы с особенной ясностью выставил отсутствие в прошедшем России государственной традиции и крепких культурных привычек, возведенных в теорию» (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934. Т.IV. С. 129) ЛИТЕРАТУРА: 1. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М. 1996. (87.3. О-53).
ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА ГОГОЛЕВСКОГО ПЕРИОДА
В истории русской общественной мысли принято различать периоды. Это период «шестидесятников» (1855-1868); период «семидесятников» (1868-1881); период «восьмидесятников» (1881-1894), который характеризовался заметным спадом демократического движения, вырождаясь в либерализм со своей теорией «малых дел».
Как правильно подчеркивал С.А. Венгеров: «В силу своеобразного положения русской интеллигенции, принужденной вследствие малой культурности окружающей среды, замыкаться исключительно в сфере интеллектуальных интересов, - в силу этого разлада русская литература есть центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца» (Венгеров С.А. Собрание сочинений. Т.!. Героический характер русской литературы. СПб., 1911. С.24).
Как писал А.Н. Островский: «Реализм не есть что-нибудь новое, но есть ни более, ни менее, как настоящее творчество» (Островский А.Н. Полное собрание сочинений в 16 томах. Т.13. С.162).
В сороковых годах с выходом «Мертвых душ» Гоголя русская литература вступает в новый период: «в этом новейшем периоде служение потребностям жизни и взгляд на литературу, как на учительную кафедру всецело завладевает умом и сердцем решительно всех людей, стоявших во главе литературного движения. Начиная с 1840 годов, всякий заметный писатель становится в то же время общественным вождем, и в основе всех сколько-нибудь крупных и замечательных произведений лежит проповедь тех или других общественных взглядов и воззрений. Всякий писатель должен идти направо или налево, а писатель индиферентный к общественным вопросам не имеет ни влияния, ни успеха в соответствующей его таланту степени» (Венгеров С.А. Героический характер русской литературы \\ Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1911. С.37).
1. ШКОЛА «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
Интересно отметить статью Рётшера в «Московском наблюдателе» (1938, первый номер Том XVII): «О философской критике художественного произведения». Она вызвала интерес и о ней много говорили писатели.
Особенно процветала философская критика в период 30-40х годов в период увлкечения немецкой философией. В литературных произведениях сремились найти выражение национального или общечеловеческого духа.
Выделялся А.В. Дружинин, к этому направление примыкали В.П. Боткин и П.В. Анненков 1. ДРУЖИНИН А. В. (1824 -
Александр Васильевич Дружинин – довольно известный литератор и литературный критик 40-60-х годов, «честный рыцарь» литературы. Родился в семье состоятельного чиновника, закончил самое аристократическое учебное заведение – пажеский корпус. Сторонник идей «чистого искусства», которую надо отличать от популярной впоследствии теории «искусства для искусства». Прослужив три года в лейб-гвардии Финляндском полку, он начал свою литературную деятельность с повести «Полинька Сакс» (1847), в которой поднималась тема эмансипации женщин. Эта тема, инициированная, в частности творчеством Жорж Санд, была крайне популярная в 40-е годы XIX века.. От этой повести все женщины были без ума, засыпали с этой повестью в руках. Прослыл «адвокатом женского сердца». Отличался нейтральной позицией в общественно-политическом отношении. Отличался повышенным интересом к английской культуре. Был сотрудником «Современника», но потом, после изменения направления журнала по приходу Чернышевского вышел из состава. В 1856 году стал редактором «Библиотеки для чтения», что было встречено благожелательно среди литераторов. Дружинин – отец «Литературного фонда».
Был антиподом направления, заданного Чернышевским, хотя они не позволяли друг к другу резких выпадов. Критика эстетики Чернышевского содержится в его статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» (1856).
Смысл концепции «чистого искусства» состоит в утверждении, что истинное «артистическое» искусство состоит в том, что наиболее ценным является внутреннее совершенство литературного произведения, приобщенность его к высшим ценностям. «Дидактическая» же литература, созданная на злобу дня преходяща и не имеет ценности. Смысл истинного «артистического» искусства, в противоположность «дидактическому» состоит в совершенном отражении реальности, без дачи каких-то нравоучительных указаний на злобу дня. Конечно, дидактический писатель часто оказывается в более выгодном положении, чем возвышенный поэт. Но, как правильно подчеркивал Дружинин, где сейчас те, которые были на устах у их современников, они забыты. История оставила в памяти не их, а тех, которые творили не на злобу дня, а для вечности: «Незыблемо и твердо стоят поэты, чтители искусства чистого, голос их раздается из столетия в столетие, между тем как голоса дидактиков (часто благородные и сильные голоса) умирают, едва прокричавши кое-что и погружаются в пучину полного забвения. Дидактики-моралисты, несмотря на сатиры и насмешки, возбуждаемые их трудами, еще играют некоторую роль в словесности, благодаря вечному нравственно-философскому элементу в их деятельности, но дидактики, приносящие свой поэтический талант в жертву интересам так называемой современности, вянут и отцветают вместе с современностью, которой служили» (Дружинин А.В. прекрасное и вечное. М. 1988. С.203) И далее: «В великом наступательном движении человека и общества десятки годов, составляющие срок жизни целого человеческого поколения, - есть атом, минута, кратчайший срок из вечно переходной эпохи. То, что сегодня было ново, смело и плодотворно – завтра старо и неприменимо, и, что еще грустнее, не нужно обществу! Горе поэту, променявшему вечную цель на цель временную; горе мореходцу, доверчиво бросившему якорь не в твердое дно, а в наносную отмель без устойчивости и крепости! И странное дело – и странная сила гения – поэты-олимпийцы, поэты, так невозмутимые поэты, удалявшиеся от житейских тревог и не мыслящие поучать человека, делаются его вожатаями, его наставниками, его учителями, его прорицателями в то самое время, когда жрецы современности теряют свое значение! К ним народы приходят за духовною пищею и отходят от них, просветлев духом, подвинувшись на пути просвещения. Их чтит потомство, давно позабывшее возгласы поэтов-дидактиков, служителей элемента преходящего» (Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М. 1988. С.203). Здесь он приводит, в частности, пример Гете. По его мнению, Гете – это «Наполеон мысли, величайший гений поэзии, величайший представитель нашего столетия. Влияние Гете только что начинается, оно продлится на тысячелетия и нескоро еще будет оценено в точности» (Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М. 1988. С.205)
Сентиментальность он понимает по-своему…«Сентиментальность в литературе есть вернейший признак талантов болезненных, слабых, заблуждающихся. То, что в нем кажется силою, есть один пароксизм, то, что в нем имеет вид сочувствия к современному, есть или заблуждение юношеской пылкости, или расчет недобросовестности, или совершенное отсутствие практичности» (Дружинин А.В. прекрасное и вечное. М. 1988. С.211)
2. БОТКИН В.П.
3. АННЕНКОВ П.В.
ГОГОЛЬ На «Мертвые души» в частности обрушился с критикой Н. Полевой, который в статье «Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя» назвал его полной ложью и выдумкой, а персонажей романа – «собранием уродов». К. С. Аксаков сравнивал Гоголя с Гомером и Шекспиром..
|