![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные аспекты прогресса
Лев Ильич считал, что вектором прогресса истории является постепенный переход человечества от деспотизма к анархии, в постепенном уменьшении власти и насилия и увеличении свободы личности: «Социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания или безвластия, анархии» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С.59). В связи с этим он считал, что наиболее прогрессивными обществами являются «неисторические» народы, а «исторические» народы находятся лишь в стадии перехода к совершенному обществу. В этой прекрасной выдержке из его работы четко подмечается определенная независимость двух сфер культуры, в которой динамика традиций в хозяйственной сфере не совпадает с динамикой традиции в социальной, они независимо действуют в общем процессе исторического развития, одна из сфер может вообще регрессировать. К цивилизованному человеку отношение у Л. Мечникова скептическое: «..плотоядные животные только совершенной крайностью могут быть доведены до пожирания себе подобных; в человеческих-же обществах людоедство и до сих пор составляет явление далеко не редкое» (Мечников Л. До-азбучная цивилизация \\ Дело. 1877. №5. С.178). Основой прогресса для анархиста всегда было увеличение свободы, в соответствии с этими убеждениями Л. Мечников разделяет человеческую историю на три периода. Первый период характеризуется преобладанием союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных по типу рудиментарных колоний клеток чисто механической связью. Он начинается с основания восточных деспотий. Второй, переходный период характеризуется преобладанием союзов, объединенных системами разделения труда (если следовать терминологии Э. Дюркгейма, - «органической солидарностью»): «Этот период в истории человечества характеризуется преобладанием олигархических и феодальных федераций, * известной степенью социальной дифференциации, причем внутри общества происходит интенсивная борьба между отдельными классами, которая иногда выливается в форму экономической конкуренции. Этот период характеризуется также развитием крепостничества и подневольного труда» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С.270-271). Третий, высший период: «Этот период является периодом преобладания свободных союзов, возникающих в силу свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С. 259). Этот период «свободных объединений», по мнению Л. Мечникова, только начинается и принадлежит будущему. Принципы же такого рода объединений следующие: «Свобода - т.е. уничтожение всякого принуждения. Равенство - уничтожение всех ненормальных и несправедливых социальных и политических делений и привилегий, Братство - то есть солидарная согласованность индивидуальных сил, заменяющая борьбу и разъединение, ведущее к жизненной конкуренции» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С. 271).
|