![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности
Все культурные формы порождены теми или иными потребностями и желаниями: «… желания есть источник всякой человеческой деятельности» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.519) И далее: «Нет явления в жизни человека, в котором бы не присутствовали желания. Вся наука есть ответ на человеческие желания. Они воплощаются в художественные и религиозные идеалы, в системы мыслителей» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.520)
1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Он считает, что все общество возникает на основе потребностей. Потребности он разделяет на три класса. Это основные потребности, временные потребности и потребность развития. Основные потребности – это потребности, прежде всего биологические - потребность питания, «полового совокупления» и «ухода за детьми». Это также потребности социологические – безопасности, психологические – «наслаждение от нервного возбуждения» и «удовольствие от общежития» Эти потребности создают устойчивые системы культуры, которые он называет «привычками», подразумевая под ними «…все то, что в жизни человека принадлежит преданию; все, что он механически, вовсе не рассуждая или рассуждая очень мало, почему он делает так, а не иначе, и на что он мог бы дать лишь такое объяснение: «я к этому привык» или «это так делается; это всегда так делалось; это принято» и т.п.» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.104). Эта группа физиологических и привычных потребностей, по Лаврову, свойственна всем животным, даже беспозвоночным, которые в общественных устройствах муравьев и пчел поражают своей сложностью социальной организации, которая может даже служить идеалом для человеческих обществ. Тем не менее именно эти потребности составляют самый прочный и устойчивый каркас для человеческого общества.
«Результаты работы мысли одного поколения не остаются для поколения, следующего за ним,, в сфере одной лишь мысли. Они образуются в жизненные привычки, в общественные предания. Для людей, получивших их в этом виде, их происхождение безразлично; самая глубокая мысль повторяемая привычно или по преданию, представляет для человечества не высшее явление, как привычные поступки бобра и пчелы для бобров и пчел. Изобретение первого топора, первого обоженного глиняного горшка было громадною работою элементарной технической мысли, но современное человечество употребляет топоры и обоженную глину со столь же малым сознанием, как птица вьет свое гнездо» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.106) «Вообще часть цивилизации отцов, в форме привычек и преданий, составляет не что иное, как зоологический культурный элемент в жизни потомков, и над этою привычною культурою второй формации должна критически работать мысль нового поколения, чтобы общество не предалось застою, чтобы в числе унаследованных привычек и преданий оно разглядело те, которые представляют возможность дальнейшей работы мысли на пути истины, красоты и справедливости, отбросило остальное как отжившее и создало новую цивилизацию как новый строй культуры, оживленный работой мысли» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.107)
«Культура общества есть среда, данная историей, для работы мысли и обусловливающая возможное для этой работы в данную эпоху с такой же неизбежностью, с какой во всякое время ставит пределы этой работе неизменный закон природы. Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре. История мысли, обусловленной культурой, в связи с историей культуры, изменяющейся под влиянием мысли, вот вся история цивилизации» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.109)
«…перед нами определенная задача прогресса: культура должна быть переработана мыслью. Перед нами также определенный, единственный реальный деятельность прогресса: личность, определяющая свои силы и дело ей доступное. Мысль реальна лишь в личности. Культура реальна в общественных формах. Следовательно, личность остается со своими силами и со своими требованиями лицом к лицом с общественными формами» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.110)
2. ВРЕМЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
«Временные» потребности – это преходящие государственные формы, формы собстивенности, религия и т.д.
Аффективные потребности.
Но тем не менее эти общества, которые формируются на базе таких только потребностей, не могут считаться человеческими
Он писал: «Потребности физиологические и привычные привели бы всякую культуру к вечно повторяющимся формам улья или муравейника. Потребности аффективные вызывали бы личные драмы, но не могли бы создать истории. Она происходит лишь под влиянием работы мысли. Она обусловливается еще новым родом потребностей, наблюдаемых только в человеке, и здесь лишь в небольших группах личностей, для которых страдания поколений выработали исключительное развитие. Это – потребности прогрессивные, исторические, потребности развития. Уже первая техника и первый расчет пользы представляют работу мысли, и культура обществ разнообразится по мере развития их мысли» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.105)
3. ПОТРЕБНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Для Лаврова личность –это прежде всего личность мыслящая. Это интеллигент- ученый или революционер. Ученый – это деятель в области знания, революционер – деятель в области общества. Но для Лаврова эти ипостаси интеллигента во многом едины.
Лавров выделял особо потребность в «нервном возбуждении», или «аффективные потребности», которые приводят к эстетическому наслаждению. Они являются базой для возникновения критической мысли, потребности познания: «На почве одной из областей потребности нервного возбуждения выросла потребность развития. Она обусловила и первое появление идейных интересов в истории, и их первое эпизодическое обнаружение, и их логически-неизбежное усиление, несмотря на все стремление интересов экономических и политических преобладать в истории и эксплуатировать в свою пользу продукты идейных; наконец, она же обусловит их более или менее вероятное преобладание в будущем» (Арнольди С.С. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.61) И эта потребность носит характер наслаждения, она эмоционально окрашена, человек получает от неё удовольствие: «Эта самая потребность нервного возбуждения вызвала у развитого человека наслаждение сознанием процесса методической критики, точного научного знания и объединяющего философского понимания; затем, на почве последнего, еще более редкую потребность последовательности в жизненной деятельности, гармонией личных и общественных стремлений, личного развития и общественной солидарности. Наконец, этим же путем становится для исключительных личностей доступно и наслаждение сознательным участием в историческом процессе, даже на счет всех низших нервных возбуждений и, в случае нужды, на счет самой жизни особи» (Лавров П.Л. Задачи понимания истории. Спб., 1903. С.42) Появляется слой интеллигенции: «На этой-то почве потребностей основных и временных, физиологических и паталогических, а также форм культуры, представляющих благоприятные обстоятельства для дальнейшего процесса изменения форм общежития, выделяется в иных случаях и приобретает влияние на общество группа личностей, способных наслаждаться развитием и вырабатывается потребность развития. Этой группе будет здесь присвоено название интеллигенции и она выступает как двигатель сознательных изменений культуры в противоположность непреднамеренным её изменениям, до тех пор имевшим место. Её дело – переработка культуры мыслью. С началом этой сознательной работы начинается историческая жизнь человечества и в процессе переработки культуры мыслью эта жизнь обнаруживается» (Лавров П.Л. Задачи понимания истории. Спб., 1903. С.27-28) Тут вспоминается концепция «осевого времени» К.Ясперса, которую потом развил Ш. Эйзенштадт, - последний подчеркивает, что динамика развития общества произошла по причине формирования социальной группы, которая действительно лучше может быть названа по Лаврову «интеллигенцией» – группой ученых, философов, поэтов. «Выделение из массы народа, сплоченного в нацию или основанного государственным законом, интеллигенции, усвоившей потребность развития и обратившейся в историческую силу, есть основной факт исторической жизни» (Арнольди С.С. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.165) «За источники всей эволюции человеческой мысли приходится, по-видимому, принять мысль техническую и творчество общественных форм» (Арнольди С.С. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.62)
|