![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт истории мысли
После отхода от активной деятельности на поприще революционного движения, он, наконец-то приступил к главной теме своей жизни, которую он вынашивал еще в начале 60-х годов: написание «Истории мысли». Как правильно писал А.Гизетти: «Лавров прежде всего философ истории человеческой мысли» (П.Л. Лавров. Сб. статей. Пг., 1922 С.293). Но приступить к этой теме своей жизни вплотную он смог только с марта 1886 года. Отдельные «блоки» этой «Истории мысли» начали выходить в Женеве, но полностью осуществить это он так и не успел. В теоретическом плане - это крайне занимательный и, может быть, самый интересный для истории русской философии период его творчества, но и в такой же степени неизвестный сейчас. Могу сказать, что меня также увлекает эта идея написания «Истории мысли». И если возникнет такая возможность, то хотелось бы продолжить дело «спартанца науки» П.Л. Лаврова. Описать - как движется человеческая мысль, как меняется ментальность, как взаимодействуют все формы ментальности (религия, философия, наука, искусство, обыденное мировоззрение) на историческом протяжении, как возникают прорывы человеческого гения в какой-либо части ментальности, увлекая вперед за собой все поле мыслительной деятельности человека – нет ничего более достойного для современного мыслителя в эпоху перемен, в эпоху продвижения человечества к чему-то неизвестному и новому, которое еще смутно оформляется в начале третьего тысячелетия. Хотя на этом пути возможно повторение слов в свой адрес из некролога П. Милюкова, написанного в связи со смертью П.Л. Лаврова: «Полную неудачу он потерпел в своих настойчивых усилиях, повторенных еще и в последней его книге – создать то, что он назвал «схемой истории мысли», т.е. деление всемирной истории на периоды, соответствующие дедуктивно установленным фазисам в развитии мысли» (Милюков П. П.Л. Лавров (Некролог)\\ Мир божий. Март 1900 с.34)
Основой всей человеческой культуры Лавров считал творчество, которое и порождает культурные формы. Первые результаты этого творчества: «Звук и движение, слово и знак – это первоначальные результаты его. Затем имели две ветви: искусство, патетическое воплощение личности художника в стройную форму и научное творчество, переходящее в эстетические религиозные идеалы, как ряд упрощающихся метафизических мифов, наконец, на научное построение, переходящее сознательно от фактов к вероятнейшему закону, к простейшей гипотезе, к понятнейшей систематике» ((Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.548)
Время традиции и время истории отличаются, это смутно понимал П.Л. Лавров: «В изложении хода истории не раз приходится разделить одновременные течения и сближать явления, далеко отстоящие по времени одно от другого» (Арнольди С.С. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.144)
«Общество, как и человек, руководствуется во внешних проявлениях своей жизни весьма часто привычкой, случайностью, примером других и, пережив в своем внутреннем мире уже давно свою прежнюю внешнюю обстановку, на практике долго еще держится за нее, или перенимает новую форму жизни извне, не усвоив себе её смысла. И так, эти два элемента могут развиваться различно, но ни того, ни другого, конечно, никто не исключит из цивилизации общества, а вероятно не многие станут спорить о том, что эти два элемента исчерпывают понятие цивилизации. Назовем внутренний мир общества его мыслью, а внешний – его культорою. Тогда история цивилизации должна будет заключать два элемента, историю мысли и историю культуры» (Лавров П.Л. Собрание сочинений. IV серия. Вып.1 Пг., 1918. С.7)
|