Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8 упадок народничества






 

Как подчеркивал С.А. Венгеров: «Несостоятельность утилитаризма, не дававшего ло­гической основы порывам к самопожертвованию, низводившего до нуля значение иде­альных интересов и в том числе искусство, скоро выяснилась для лучших элементов русского общества. Крепнет сознание, что одним разрушением старого и стремлением к материальной «пользе» не проживешь. Возникает потребность к выработке идеалов положительных. Окраску этой эпохе дает теперь не грубоватый «разночинец», высупивший в шестидесятых годах с требованием равноправности для себя, а напротив того, отказывающимся от своих исторических прав «кающийся дворянин», желающий искупить и загладить вину своего сословия перед народом. Рядом с идеалом усовершенствования личности, выдвигается принцип общественного блага. Отсюда ин­терес к общественным наукам и мистическое преклонение пред народом» (Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907. С.80).

Народничество было крайне широким движением. Это народники-революционеры, анархисты, народники-либералы. Во многом идеи народничества имели истоком славя­нофильство, что подчеркивал, в частности П. Сакулин: «Народнический социализм в сущности не что иное, как социалистическое славянофильство. «Социально-славяно­фильская брага» отуманивала голову, заставляя адептов «мистически» преклоняться перед русским тулупом, видеть в нем «великую благодать» и новизну, и оригиналь­ность будущих общественных форм» (Сакулин П.Н. На грани двух культур. Н.С. Тур­генев. М.1918. С.65).

 

После покушения Д.В. Каракозова на Александра II в апреле 1866 года были закрыты журналы демократического направления «Современник» Н.А. Некрасова и «Русское слово» Г.Е. Благосветлова. Хотя, как известно традиции демократизма были продол­жены в журналах «Отечественные записки» и «Дело», тем не менее ситуация резко из­менилась. В начале 70-х годов выходят работы П.Л. Лаврова «Исторические письма» и Н. К. Михайловского «Что такое прогресс?», которые свидетельствуют о переориента­ции интеллигенции на культ «критически мыслящей личности» как двигателя социальных преобразований.

Кризис народничества наступил в 80-90е годы. В дальнейшем народники организова­лись в политические партии, из которых наиболее влиятельной партия эсеров (В.М.Чернов и др.)

 

Появление народничества связано с определенным изменением умонастроения русской интеллигенции. Если в 50-60х годах она была во власти идей демократов-разночинцев, которые ставили вопросы самосовершенствования и ориентировались на естественно­научное мировоззрение, то в 70-х произошла ориентация на социальную сферу, на внимание в проблемам социального устройства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал