![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 8 упадок народничества
Как подчеркивал С.А. Венгеров: «Несостоятельность утилитаризма, не дававшего логической основы порывам к самопожертвованию, низводившего до нуля значение идеальных интересов и в том числе искусство, скоро выяснилась для лучших элементов русского общества. Крепнет сознание, что одним разрушением старого и стремлением к материальной «пользе» не проживешь. Возникает потребность к выработке идеалов положительных. Окраску этой эпохе дает теперь не грубоватый «разночинец», высупивший в шестидесятых годах с требованием равноправности для себя, а напротив того, отказывающимся от своих исторических прав «кающийся дворянин», желающий искупить и загладить вину своего сословия перед народом. Рядом с идеалом усовершенствования личности, выдвигается принцип общественного блага. Отсюда интерес к общественным наукам и мистическое преклонение пред народом» (Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. 2 изд. СПб. 1907. С.80). Народничество было крайне широким движением. Это народники-революционеры, анархисты, народники-либералы. Во многом идеи народничества имели истоком славянофильство, что подчеркивал, в частности П. Сакулин: «Народнический социализм в сущности не что иное, как социалистическое славянофильство. «Социально-славянофильская брага» отуманивала голову, заставляя адептов «мистически» преклоняться перед русским тулупом, видеть в нем «великую благодать» и новизну, и оригинальность будущих общественных форм» (Сакулин П.Н. На грани двух культур. Н.С. Тургенев. М.1918. С.65).
После покушения Д.В. Каракозова на Александра II в апреле 1866 года были закрыты журналы демократического направления «Современник» Н.А. Некрасова и «Русское слово» Г.Е. Благосветлова. Хотя, как известно традиции демократизма были продолжены в журналах «Отечественные записки» и «Дело», тем не менее ситуация резко изменилась. В начале 70-х годов выходят работы П.Л. Лаврова «Исторические письма» и Н. К. Михайловского «Что такое прогресс?», которые свидетельствуют о переориентации интеллигенции на культ «критически мыслящей личности» как двигателя социальных преобразований. Кризис народничества наступил в 80-90е годы. В дальнейшем народники организовались в политические партии, из которых наиболее влиятельной партия эсеров (В.М.Чернов и др.)
Появление народничества связано с определенным изменением умонастроения русской интеллигенции. Если в 50-60х годах она была во власти идей демократов-разночинцев, которые ставили вопросы самосовершенствования и ориентировались на естественнонаучное мировоззрение, то в 70-х произошла ориентация на социальную сферу, на внимание в проблемам социального устройства.
|