![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античные общества
В «Опыте истории мысли» он подчеркивает: «Греческая цивилизация есть единственная, которая дала продукты критической мысли настолько крепкие и рациональные, что они сделались основою непрерывного исторического прогресса мысли, и с нее история мысли получает хронологическое распределение» (Лавров П.Л. О религии М., 1989, с.267) «Явились другие гипотезы без всякой связи с народными представлениями, гипотезы, высиженные в уединенном размышлении, безликие метафизические мифы – достояние философских школ» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.547)
Что интересно, П.Л. Лавров выдвигает как вершину мысли не классический период греческой культуры, а период эллинизма. Что совершенно верно, период эллинизма – это период наивысшего расцвета античной мысли – новоевропейская культура именно от эллинистической культуры ведет свое начало, базируется на ней, факт до такой степени очевидный, что не требует обоснования, но, как ни странно, при рассмотрении античной культуры игнорируется до сих пор некоторыми исследователями, отдается предпочтение «классическому» периоду». Вот как он описывает специфические черты этого периода: «После долгого процесса работы философской мысли над объяснением сущности вещей в понятиях, заимствованных из мира реального или из мира идеального, и над стремлением к абсолютной достоверности в умозрениях вырабатывается античный скептицизм. Он сознает бесплодность этого пути, отрицает всякую возможность* ставить даже самый вопрос о сущности вещей и заменяет его для мыслителей позднейших периодов рациональной задачей понять мир, устраняя вопрос о его сущности; он указывает (в младшей академии) и путь отыскания вероятнейшего там, где достоверность недостижима, предлагая тем философам, которые остаются верны задачам отыскания сущностей, лишь один исход: обращение к некритической мистике, чуждый всякой научности. И как раз в то же самое время, когда появляются первые мыслители, провозглашающие себя «гражданами мира»; когда появляются и первые ученые специалисты по силе и точности своей научной мысли остающиеся образцами для специалистов позднейших. Искусство усваивает новый могущественный элемент индивидуалистической лирики греческих поэтов, еврейских псалмопевцев и пророков. Оно осваивает и элементы драмы, воплотившей в сценическое действие для масс – по всей вероятности безграмотных в большинстве – требования нравственной критики, направленной против форм мифологии и обособленных цивилизаций. Пред нами первые произведения, в которых задачи понимания исторических событий в их связи и последовательности поставлены с определенностью оставшейся надолго после того непревзойденной. Перед государственными деятелями встает философская задача систематического права, и, в то же самое время, пред мыслителями, как идеалистического, так и материалистического или даже скептического направления, возникает почти во всей её полноте, задача системы философии, охватывающей и понимание мира, и правила жизни и разрешение политических затруднений; пред всякой же развитой личностью, даже совершенно независимо от силы понимания, возникает идеал жизни по личному убеждению, не подчиняясь ни стародавнему обычаю, * ни господствовавшим формам жизни, ни государственному закону. Но рядом с этим широким развитием прогрессивных задач, историка мысли не может не поразить исход этого великого движения. Вслед за расцветом критической мысли в философии и в точной науке, она имеет пред собой факт, что вредный элемент переживания обнаружился все резче в постепенном усилении метафизической и фантастической доли в философских системах, пока, в произведениях позднейших орфиков, пифагорейцев, платоников, гностиков, объединяющая работа мысли выработала наконец такие формы, в которых трудно распознать рациональную философскую работу мысли от прежней мифологической, создавшей иерархию богов Египта и Ассирии. Стремление небольшой горсти передовых мыслителей возвысится над толпой, как уединенные «понимающие» и «знающие», устраняя вовсе задачу быть педагогами масс, сделало свое дело. Еще шаг и философия сознательно принимает на себя роль «служанки». Светская критическая мысль в ней сходит на ступень явления случайного, незначительного для современности и едва ли не враждебного культуре, которая стремится установиться» (Лавров П.Л. Задачи понимания истории. М., 1895. С.183-185) Здесь Лавров несколько неправильно трактует причины упадка эллинистической культуры в обособление интеллигенции от «народа», наоборот в эллинистической культуре наблюдается формирования мощной сети образовательных школ и исследовательских центров. Дело, вернее, состоит в том, что упадок обусловлен римским завоеванием. Римляне же, как известно, не совсем воспринимали эллинистическую культуру, выбирая в ней лишь существенные для них моменты, тем более скептично относились к философии. Сами они не были творцами каких-либо новых идей.
Лавров далее выделяет три существенных момента эллинистической культуры. Вот что он пишет: «Из многочисленных форм проявления критической мысли в эту эпоху особую важность имеют для историка мысли следующие… три формы. Обнаруживается, во-первых, универсалистическая тенденция, подрывающая сущность культуры обособленных цивилизаций. Создается, во-вторых, почва – отчасти метафизическая – для научного мышления, а затем устанавливаются методы этого мышления в специфических областях. Это происходит путем отрицания всякой пользы от обработки унаследованных мифологий для придания им большей стройности. Тем не менее работа над ними продолжается весьма энергично, но теперь уже в направлении внесения в мифологии элемента нравственности, о чем сейчас будет сказано ниже. Работа объединяющей мысли, создающей теперь философские системы. Переносится в сферу светской мысли, которая сознана, как отличная от сферы верования или даже как противоположная последней. Тем самым, в усвоении сознания различия этих сфер, подрывается характеристическое стремление предшествующей культуры обособленных наций слить, в виду прочности государства, задачи, * принадлежащие разным областям мысли. Когда наступает эпоха новой попытки создать в исторический момент, здесь имеющийся в виду, новую обычную культуру, оказывается, что специфически-научная мысль Евклидов и Архимедов отделилась от метафизики академиков, перипатетиков и стоиков. От сферы обязательного обычая, принудительного закона и догматической заповеди отделяется, в - третьих, и сфера нравственного убеждения, требующего подстановки жизненных целей и руководства жизненной деятельности на основании обязанности, самой личностью на себя возложенной. Таким образом, подрывается элемент обрядности, господствовавший в предыдущем периоде в том комплексе, который называют религиями; на первом месте в комплексе этого рода становится убеждение; подрывается элемент формальной легальности, связывающей механический государственный союз; подрывается элемент принудительности в семье, выставляя на первый план начало личных симпатий и свободного выбора. С особенной силой и с особенным значением влияние этого начала нравственности, проявляется в энергичной переработке мифологий, дополняя в типах богов элемент могущества элементом нравственного достоинства, а также в идеалах достоинства человеческой личности, которые все сильнее проникаются этим элементом» (Лавров П.Л. Задачи понимания истории. М., 1895. С.186-187) Причину всего этого Лавров видит в изменениях в хозяйственной сфере - «в расширении и учащении торговых сношений между народами и государствами» (Лавров П.Л. Задачи понимания истории. М., 1895. С.188). В интересах «торгового класса» и универсализм мировоззрения, ибо товар не имеет национального «лица»; и рациональная наука, ибо необходимы как научные знания для успешного ведения торговли, так и «калькуляторский» стиль мышления; и требование личностного нравственного начала – которое формирует индивидуализм так необходимый для «торговой» культуры и формирует нравственное поведение субъектов торговых сделок. Такие же типичные черты замечаемы при становлении новоевропейской культуры: идеологии рационализма, механицизма и нравственных принципов протестантизма.
|