![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория цивилизации
1. МЫСЛЬ И ТРАДИЦИЯ
По Лаврову движение человеческому обществу дает критика. Основа же критики – это человеческая мысль. Для Петра Лавровича являлось бесспорным что: «Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре. История мысли, обусловленной культурою, в связи с историею культуры, изменяющейся под влиянием мысли, - вот вся история цивилизации. В разумную историю человечества могут войти лишь события, уясняющие историю культуры и мысли в их взаимодействии. Потребности и влечения даются природою или порождаются культурою и вызывают общественные формы. Внести в эти общественные формы истину и справедливость- дело мысли» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. Т.2. М., 1965. С.109)
2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Основой человеческой культуры он считал деятельность – творчество человека. В «Очерках вопросов практической философии» (1859) о писал следующее: «Творчество человека имеет две отрасли: теоретическую и практическую; к первой относится создание мимики как воплощения чувствования, создание слова как воплощения мысли, создание письменных и числовых знаков. Далее, сюда относится пронизание движений и форм, звуков и слова началом вкуса, стройностью; произвольные воспроизведения в себе и других данного настроения духа помощью патетической группировки движений, форм, звуков и слов; наконец, воплощение своих знаний и верований в живые идеалы, в прекрасные создания, имеющие для человека столько же действительности, столько же целости, как и создания природы его окружающие. Сюда же относится создание гипотез и теорий для группировки и объяснения фактов отдельных отраслей знания, создание философских систем, группирующих и объясняющих все факты знания и верования; наконец, создание мифологии и догматических систем, перед которыми преклоняется человек как перед высшим знанием. Практическое творчество обнимает всю внешнюю деятельность человека, способность употребить свои знания и верования как средства для достижения своих целей, для удовлетворения своих желаний. Человек создает промыслы, общественные формы, педадогические методы, богослужение для доставления себе необходимого, для расширения круга своих наслаждений, для уменьшения своих страданий, для распространения своих убеждений, для воплощения своих верований. Таким образом, в области практического творчества мы встречаемся с деятельностью человека, которая должна построится из себялюбивого начала стремления к наслаждению. Эта деятельность должна заключать развитие личности и построение общественных форм параллельно с тем, как теоретические способности человека развивают в его сознании идеалы личности и общества» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.361) «Вне критики нет развития; вне критики нет совершенствования. Без критики всего окружающего человек никак бы не выработался из животного состояния, переходил бы всю жизнь от одного мгновенного желания к другому без плана, без последовательности» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.556) «Хороший критик существующего – умный человек; но лишь тот, кто решается действовать на основании своей критики, - человек нравственный» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.557)
П.Лавров уделял, как и многие в те времена внимание экономическому фактору, который вводился в социальную сферу. Это свойственно для того времени. Именно подчеркивание примата и автономности экономического фактора – стал отличительной чертой марксизма. Но это не значит, что он игнорировался, просто экономика рассматривалась как важная сфера человеческой жизни, но не единственная. Как писал П.Лавров: «… в пестрой и разнообразной картине исторических и современных общественных явлений приходится прежде всего разглядеть под скромными формами привычек и под роскошными покровами религиозных, научных, философских, художественных, нравственных продуктов человеческой деятельности экономические интересы личности и общества и интересы личной и общественной безопасности, так как эти интересы должны быть удовлетворены прежде всего, так как без удовлетворения их общества удовлетворения их общество не может иметь ни прочности, ни солидарности, а личность не может нравственно развиваться» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.277)
«Однако не раз эти политические формы, отвлеченные идеи и конкретные идеалы, созданные экономическими силами, установившись, сделавшись элементом культурного строя, обращались в самостоятельные общественные силы и, забыв или отвергая свое происхождение, вступали в борьбу за господство с теми самыми экономическими силами, которых их создали, вызывая на историческую арену новые формы экономических потребностей, новые экономические силы» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.278-279)
В работе «Цивилизация и дикие племена» («Отечественные записки», 1869. №5, 6, 8, 9) он писал: «Формы общественной жизни насколько они получаются по преданию и передаются по привычке, отличаются от строя животной жизни лишь по сложности, а не по существенным признакам. Человеческий муравейник может обладать администрацией, законодательством, промышленностью, искусством, религией, даже в известной степени наукой и оставаться не более как человеческим муравейником» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. Спб., 1903. С.205)
В общем можно констатировать, как он замечает в конце своей книги: «..культура – это дело беспозвоночных» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. Спб., 1903. С.
Мода и традиция
Но, с другой стороны всегда надо учитывать, что мысль ставит всегда задачей образование каких-то культурных форм. Здесь получается определенное противоречие в «радикализме» П. Лаврова, ибо он сам писал следующее: «Творчество есть процесс образования форм. Форма является его существенной принадлежностью. Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.537) Но результаты работы мысли этих «деятелей» не остаются для современного им поколения. Они передаются последующему поколению. При этом они не остаются исключительно только в сфере мысли: «Они образуются в жизненные привычки, в общественные предания. Для людей, получивших их в этом виде, их происхождение безразлично; самая глубокая мысль, повторяемая привычно или по преданию, представляет для человечества не высшее явление, а как привычные поступки бобра и пчелы для бобров и пчел. Изобретение первого топора, первого обоженного глиняного горшка было громадною работою элементарной технической мысли, но современное человечество употребляет топоры и обоженную глину со столь же малым сознанием, как птица вьет гнездо» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.106) «Вообще часть цивилизации отцов, в форме привычек и преданий, составляет не что иное, как зоологический культурный элемент в жизни потомков, и над этою привычною культурою второй формации должна критически работать мысль нового поколения, чтобы общество не предалось застою, чтобы в числе унаследованных привычек и преданий оно разглядело те, которые предоставляют возможность дальнейшей работы мысли на пути истины, красоты и справедливости, отбросило остальное как отжившее и создало новую цивилизацию как новый строй культуры, оживленный работой мысли» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.109)
«Культура общества есть среда, данная историей для работы мысли и обусловливающая возможное для этой работы в данную эпоху с такой же неизбежностью, с какой во всякое время ставит пределы этой работе неизменный закон природы. Мысль есть единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре. История мысли, обусловленная культурой, в связи с историей культуры, изменяющейся под влиянием мысли, вот вся история цивилизации» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.109)
Крайне интересно у Петра Лавровича решение ставшей «больным местом» современной культурологии со времен О. Шпенглера проблемы соотношения «культуры» и «цивилизации». Он дает, в частности, в своих работах «Исторические письма» и «Цивилизация и дикие племена» более содержательную, на мой взгляд, систему разделения этих понятий, хотя я не вижу уж такой существенной разницы между этими понятиями. Проблема соотношения этих понятий довлеет не только над современной культурологической мыслью, она являлась проблемой и во второй половине XIX века.
В «Исторических письмах» он писал: «Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованием науки, искусства, нравственности, то культура перешла в цивилизацию, человеческая история началась» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. Т.2. М., 1965. С.106)
В статье «Несколько мыслей об истории мысли» (1867) он обозначает внутренний мир общества мыслью, а внешний мир общества – культурой. Совместно именно мысль и культура составляет цивилизацию. Соответственно история цивилизации распадается на историю мысли и историю культуры. Здесь он объясняет различие на примере: «.. ученые труды Диофанта и Леонардо да Винчи, при всем их научном значении, в истории цивилизации займут довольно второстепенное место, потому что остались для современников, и еще долго после того, совершенно неизвестными. Напротив, история цивилизации остановится долее, чем история мысли, на каком-нибудь явлении из сферы последней, которое, как развитие мысли, не представляет ничего особенно замечательного, но, вследствие случайных исторических обстоятельств, отозвалось сильно в проявлениях внешней жизни; влиятельный автор и оратор имеет большее значение для истории цивилизации, чем оригинальный мыслитель: Вольф более Спинозы, Фома Аквинат более Роджера Бэкона, введение неоплатоника Порфирия в логические труды Аристотеля, более его неоплатонических сочинений» (Лавров П.Л. Собрание сочинений. IV серия. Вып.1. Пг., 1918. С.8) В связи с этим «… история цивилизации воспримет явления истории мысли и истории культуры по мере их влияния, а не по мере их безусловного значения в своей области» (Лавров П.Л. Собрание сочинений. IV серия. Вып.1. Пг., 1918. С.8)
«.. развитие мысли, как элемент истории цивилизации, часто идет рядом с развитием культуры, отставая от последнего или опережая его; но, в большинстве случаев, и даже всего чаще, движение мысли совершается под влиянием движения в культуре, и, в свою очередь, на него влияет. Насколько это взаимодействие может быть указано, настолько история культуры войдет дополнительным и поясняющим элементом в историю мысли. Потребности и влечения, определяющие культуру, составляют самый прочный, если можно так выразиться – самый натуралистический элемент цивилизации. Они дают те неизменные экономические и статистические законы, то взаимное определение физических условий страны и её цивилизации, которые лежат в основе всякой истории и которые Тэн в наше время поставил так ярко на вид. Поэтому, весьма естественно, что история мысли в самом начале опирается на историю культуры. Потребности, влечения и степень умения удовлетворить им возбуждают Так вот, согласно этому разделению он производит различение понятий «культуры» и «цивилизации»: «Весь мир беспозвоночных, не представляя следов протеста личной мысли и переработки культуры мысли, остается при одной культуре, то есть он имеет один из элементов цивилизации, её формальную сторону, жизнь общественную как наследственный, необсуждаемый, ненарушимый, безусловно обязательный обычай, как предание и привычку. Этот элемент есть и во всякой человеческой цивилизации, но к нему здесь присоединяется другой элемент, мысль личности, постоянно перерабатывающая культуры и развивающая в этой переработке, - это элемент человечный; хотя его можно проследить и в мире позвоночных, но там он постоянно подавлен внешними обстоятельствами и не может добраться до состояния прогрессивности в обществе» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. СПб., 1903. С.221-222). В более ранней своей «фундаментальной» работе писал: «Человеческий муравейник обращается в общество людей лишь тогда, когда критика со своими неумолимыми запросами начинает нарушать мирное блаженство или сонную рутину скромных уголков» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. Т.2. М., 1965. С.112)
Он отмечает, что «цивилизованность» свойственна западной цивилизации, где именно мысль играет первенствующую роль: «Вся европейская культура есть лишь временные одежды общества, пока европейская мысль не найдет новой» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. СПб., 1903. С.239). В европейской культуре существенна именно мысль, формы не так существенны, ибо культурный строй Европы «…не мог окоченеть, потому что постоянно подвергался потрясениям и в этих потрясениях мысль находила возможность крепнуть и отыскивать новые способы действия» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. Спб., 1903. С.243). Он отмечает роль прежде всего научной мысли. «Все остальное, искусство, разные формы верований и преданий с соответствующими культами, больший или меньший комфорт жизни, более или менее искусная техника, могут иметь место и при застое или при стремлении к нему. Ни одно из этих явлений не заключает в себе требований критики и прогресса. Наука одна принадлежит культурному элементу лишь в своем накоплении фактов, но в своих методах и в своем требовании всестороннего приложения она есть прогрессивная форма мышления» (Лавров П.Л. Цивилизация и дикие племена. Спб., 1903. С. «Критическая мысль, действуя неудержимо на культуру для распространения истины и справедливости, обращает культуру в прогрессивную цивилизацию и создает историю» (Лавров П.Л. Собрание сочинений. IV серия. Вып.1 Пг., 1918 с.118)
3. ФОРМУЛА ПРОГРЕССА
«Прогресс общества зависит несравненно более от силы и ясности убеждений личностей, составляющих общество, чем от сохранения каких бы то ни было культурных форм» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.189)
«Прогресс, по моему мнению, есть процесс развития в человечестве сознания и воплощения истины и справедливости, путем работы критической мысли личностей над современной культурой» (Лавров П.Л. Формула прогресса Н. К. Михайловского. Противники истории. Научные основы истории цивилизации. Спб., 1906. С.41)
«Работа критической мысли, то удачная, то неудачная, то слабеющая, то усиливающаяся, и результаты этой работы – вот основная нить истории человечества» (Лавров П.Л. Формула прогресса Н. К. Михайловского. Противники истории. Научные основы истории цивилизации. Спб., 1906. С.45-46)
И критическая мысль не только дестабилизирует культурные формы, придает им историчность, критическая мысль их укрепляет в процессе переработки: «Лишь критика создает прочные убеждения. Лишь человек, выработавший в себе прочные убеждения, находит в этих убеждениях достаточную силу веры для энергического действия. В этом отношении вера противоположна критике не по существу, а по времени: это – два разных момента развития мысли. Критика подготавливает деятельность, вера вызывает действие» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.233) «Только вера, опирающаяся на строгую критику, может вести к прогрессу; только критика может определить жизненную цель, в которой развитой человек имеет право верить» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.237) «… исторический прогресс заключается в переработке культуры (т.е. обычных форм жизни) * с помощью мысли и в выработке ряда цивилизаций, в которых становится все менее доля, принадлежащая обычаю, и все более доля, принадлежащая сознательной мысли, сперва в форме интересов, стремящихся к полезному (из которых большей частью преобладают интересы экономические), затем в форме убеждений, стремящихся к нравственному (сначала религиозных и метафизических, потом все более реальных и научных)» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.2. С.644-645)
УСЛОВИЯ ПРОГРЕССА.
«Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом…» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2 т. М., Мысль 1965. Т.2. С.54)
«Минимум гигиенических и материальных удобств – это необходимое условие прогресса; обеспеченный труд, при общедоступности удобств жизни, - это конечная цель, соответствующая этому условию. Потребность критического взгляда, уверенность в неизменности законов природы, понимание тожества справедливости
«…всякой цивилизации грозят постоянно две опасности. Если она ограничивается слишком малочисленным и слишком исключительно поставленным меньшинством, то ей грозит опасность исчезнуть, Если она не даст развиваться в среде цивилизованного меньшинства критически мыслящим единицам, её оживляющим, ей грозит застой» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2х т. т.2. М., 1965. С.72)
Факторы прогресса
«Человек, при своем появлении в мире животных, нашел уже подготовленными для успеха в этой борьбе эти два надежных орудия: солидарное общежитие и развитие сознательных процессов. Поэтому понимание истории почти неизбежно ставит себе основной задачей исследование фазисов эволюции солидарности в человеческих обществах, фазисов развития сознательных процессов в личностях, и явлений взаимодействия этих двух основных элементов исторической жизни. Для научно-философского понимания истории приходится искать решение вопросов: в каком отношении течение событий могло находиться в разные эпохи – и действительно находились – к росту или к ослаблению общественной солидарности, к образованию, скреплению и распадению разных общественных союзов? В какой мере могли способствовать или мешать друг другу указанные два явления: изменение форм или ослабления сознательных процессов при участии личности в общественной жизни? Существеннейшим элементом понимания исторического процесса оказывается отношение этого процесса и только что указанным двум понятиям. Прежде всего приходится заметить, что исключительное значение или даже преобладающее влияние одного из этих исторических двигателей способно вызвать в обществе паталогические явления. Потребность солидарного общежития для успеха в борьбе за существование вызывает постоянно возникающее в обществах стремление к созданию таких форм общежития, которые представляли бы возможно большую прочность и возможно меньшую необходимость в изменениях и переделках. Из потребности солидарности вытекает постоянное стремление к господству неизменного обычая, к установлению обычных форм быта и вообще к подчинению индивидуальной мысли и деятельности устанавливающимися формами общежития; иначе говоря – к формам культуры, в которых господствует наклонность к застою. Потребность расширения сознательных процессов в особи – или того, что здесь будет подразумеваться под термином работы мысли – ведет к столь же постоянно возникающей переработке обычая, или непреднамеренной или сознательной. В последнем случае она обнаруживается как протест против существующей культуры во имя потребности развития, усвоенной цивилизацией. Но исключительная или даже господствующая в интеллигенции данного общества забота о росте сознательных процессов, пренебрегая усилением общественной солидарности способна вызвать * в обществе эксплуатацию масс, устраненных от исторической жизни, меньшинством интеллигенции, пользующейся ею, и подрыв общественного организма. Так как оба эти стремления имеют свое основание в самой сущности двигателей общественной жизни, то и тех случаях, когда преобладание одного из них не дошло до паталогических явлений, тот или другой из этих двигателей все-таки неизбежно преобладает в некоторой степени. Отсюда бросающийся в глаза исторический факт последовательной смены двух фазисов в жизни обществ: фазиса повторяющихся попыток установить новый обычай, новую прочную культуру, подверженную возможно меньшим изменениям и переделкам, и фазиса протеста против существующего обычая, стремление переделать культуру сообразно более или менее ясно осознанным требованиям работы мысли. Эпохи переходные чередуются с эпохами попытки установления новой культуры, причем, в переходные эпохи, особенную историческую важность получают зародышные явления, подготавливающие будущие периоды и которым совершается переход; в эпохи попыток создания новых культур – явление переживания эпох прошедших, способствующие прочности создаваемой культуры» (Лавров П.Л.. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.34-36) Лавров отмечает, что эти темпы смены эпох все более и более убыстряются и противоположность между ними стушевывается, так как новая культура все более становится именно культурой мысли. Он также уделяет внимание экономическому фактору прогресса. В связи с этим он задает вопрос, что превалирует. И дает ответ- в разное время разные интересы были определяющими: «..экономические мотивы во все эпохи борьбы сознанных интересов должны безусловно преобладать над политическими; политические явления могли в значительной мере вытекать из заботы экономических; * и, в каждом частном случае, научное понимание политической истории должно искать ей объяснение в интересах экономических» (Лавров П.Л.. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.52) Но, где царит «царство обычая» дело состоит не совсем так: «Признавая… что большинство обычаев могло иметь этот экономический источник, следует здесь иметь в виду, что, при отсутствии у дикаря последовательности мысли и расчетливости в приемах жизни, исследователю приходится быть очень осторожным относительно гипотез, и для каждого частного случая необходимо взвешивать различные возможности» (Лавров П.Л.. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.52) Впрочем, замачал Лавров, и в период «осознанных интересов», все не так просто: «Потребность нервных возбуждений, точно также, как потребность безопасности, проявляется гораздо реже, чем потребность в пище, однако едва-ли можно столь же решительно, как для предыдущего, сказать, что для её проявления, вообще говоря, есть всегда основание искать прежде всего мотивы, которые здесь вообще названы экономическими, и тем не менее мотивы политические» (Лавров П.Л.. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.53) В общем, Лавро признает примат экономического фактора, но считает, что в иные периоды играют важную роль и политические, и потребности «нервного возбуждения»: «Однако, едва-ли следует признать ненаучной гипотезу, что в будущем, при некотором ходе событий – имеющем за собой, может быть, даже вероятность – интересы экономические (поглотившие интересы политические) отождествятся с интересами идейными, и что можно будет одинаково сказать, что царство убеждений победило царство интересов, или, выражаясь иначе, что история продолжает представлять господство интересов, только низшие, не идейные интересы уступили высшим, а, с тем вместе, борьба интересов прекратилась, оставляя место гармонии интересов идейных для личностей и для общества» (Лавров П.Л.. Задачи понимания истории. Проект введение в изучение эволюции человеческой мысли. М., 1895. С.59)
|