![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Петр Лаврович Лавров совершенно неверно понимается, как и неверно понимается его место в традиции русской философии
Петр Лаврович Лавров совершенно неверно понимается, как и неверно понимается его место в традиции русской философии. Как правильно подчеркивал один из немногочисленных исследователей творчества П.Л. Лаврова В. Богатов: «.. в исследованиях о Лаврове мы на каждом шагу сталкиваемся с субъективизмом и произволом авторов» (Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972. С.6). В русской философии 2 пол. XIX века было два великих философа - П. Лавров и Вл. Соловьев. Философия России этого периода - это когерентное существование двух линий - линии философствования П. Лаврова и становящейся линии философствования Вл. Соловьева. Первой попыткой изменить ситуацию в отношении оценки роли философии П.Л. Лаврова был выпуск собраний сочинений П.Л. Лаврова (в отдельных выпусках небольшого формата) в 1918 году, который так и не был завершен; сборника статей «Вперед!» в 1920 году и «П.Л. Лавров» в 1922 году. Представляет большой интерес именно последний сборник. Для характеристики направления и уровня этого сборника достаточно перечислить его авторов: Н.И. Кареев, П. Сорокин, Г. Шпет, Д. Овсянико-Куликовский, П. Кропоткин, А. Гизетти и т.д. Авторы этого сборника ставили задачей сделать этот сборник статей введением в изучение творчества Лаврова, ибо, по их мнению, вряд ли «…есть надобность доказывать, что Лавров более чем кто-либо из русских писателей принадлежит к числу тех, которых давно уже пора изучать самым тщательным и внимательным образом. В истории нашей общественности Лавров является как бы узловой станцией, от которой идет целый ряд веток и линий чуть ли не по всему необъятному полю нашего духовного развития» («П.Л. Лавров» Сб. ст. Пг., 1922, С. II). Была попытка выпустить собрание сочинений Лаврова в 8-ми томах в 1934 году, которое тоже было не закончено. Был выпущен двухтомник сочинений Лаврова в 1965 году, который не вызвал интереса. К сожалению, до сих пор не удается переломить ситуацию и в отношении совершенно ошибочной интерпретации русской философии второй половины XIX века, в которой философская антропология П.Л. Лаврова занимает центральное место. В новых учебниках последних лет место философии П.Л. Лаврова уделяется унизительно мало. В учебнике «История русской философии»(1998) под редакцией д.ф.н. М.И. Громова Лаврова вообще «потеряли». А. И. Новиков в своей недавно вышедшей «Истории русской философии» уделяет философии Петра Лавровича всего две страницы. Такая же ситуация наблюдается в учебных пособиях В.В. Сербиенко, И.Б. Ястребова и других. Большинство относят философию Лаврова к народнической философии, что ошибочно. Здесь уместно вспомнить исследователя русской культуры, американского историка Алана Кимбэлла, который правильно считал, что философия Лаврова имеет мало общего с традиционным учением народничества. Лавров вообще вряд ли может быть признан последователем или подражателем кого-либо, что подчеркивали многие его друзья и враги. Как правильно подчеркивал автор самой толковой работы по истории русской философии В.В. Зеньковский, Лаврову «…очень не повезло на русской почве. Высылка в Вологду, бегство его за границу, где он скоро стал во главе революционного издательства, членство в «Интернационале», - все это долго делало самое имя его в России запретным» (Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч.2. С.155). К слову сказать, Зеньковский в силу своих клерикальных взглядов так оценивает Петра Лавровича: «Его (Лаврова – С.Г.) можно сблизить с Г. Спенсером, с В. Вундтом по широте синтеза и основательности его познаний, - но в его «полупозитивизме» очень определенно выступает и его философский дар, стесненный, но не подавленный поклонением науке» (там же т.1, ч.2; С.156). Понятно, что отцу Василию Зеньковскому, как богослову и иррационально мыслящему философу, ближе околонаучная «бравада» Белинского и «бывшего семинариста» Чернышевского, которая похожа на религиозную проповедь, а не на серьезную философскую рефлексию, коей отличался П. Лавров. Для контраста имеет смысл упомянуть Д. Писарева, который был знаменит своими хлесткими эпитетатами, отпускаемыми им в адрес современных ему философов, но даже он уважительно сдержан в отношении Петра Лавровича: «Статьи г.Лаврова о гегелизме, о механической теории мира, о современных германских теистах и др. обнаружили в авторе обширную начитанность и основательное знакомство с внешней историей философских систем. Эти качества, довольно редкие в пишущих людях нашего времени, доставили г. Лаврову журнальную известность» (Писарев Д.И. Избранные философские и общественно-политические статьи. ОГИЗ, 1949 С.83). Или еще: «Говоря о нашей философской литературе, я упомянул только о его статьях и считаю совершенно лишним обслуживать гг. Страхова и Эдельсона, эти явления так бледны и чахлы, что об них не стоит упоминать, да и сказать-то нечего» (Д.И. Писарев Избранные философские и общественно-политические статьи. Огиз, 1949 С.90). (Е. Н. Эдельсон (1824-1868)- литературный критик того времени, сторонник концепции «чистого искусства», писал и на философские темы). Большевики безуспешно старались после революции сделать из него революционный «символ», но в 30-х годах полностью убедились, что этот уникальный русский мыслитель (да еще и «плей-бой») для этой роли не подходит и не «вкладывается» в «прокрустово ложе» их идеологии, а потому, нашли вполне подходящие для этой цели другие «идолы»- Белинского, Чернышевского и «иже с ними». В этом они в чем-то схожи со своими «антиподами» - Бердяевым и Зеньковским, как это ни странно. Тут сыграл свою роль «неблагодарный ученик» Лаврова - Г.В. Плеханов, которому Петр Лаврович всячески помогал в эмиграции, буквально спасая его от голодной смерти, открыл дорогу в литературу. Плеханов же в своей работе «Н.Г. Чернышевский» всемерно возвышая этого философа крайне низкого уровня, в такой же степени принижал значение П.Л. Лаврова. Как говорится, «отблагодарил по полной программе». Но тем не менее, в начале этой работы о Чернышевском он вынужден признать факт, что в общественном мнении России того времени признание роли и значения П.Л. Лаврова как философа первого плана было неоспоримым, во что он пишет: «.. до сих пор, если вы спросите среднего русского «интеллигента» были ли философами Лавров и Владимир Соловьев, вы тотчас услышите: конечно были. А если вы скажете такому «интеллигенту», что Чернышевский тоже был философ и притом гораздо более глубокий, нежели Лавров и Соловьев, то вы приведете его в немалое изумление» (Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 томах. Том IV. М., 1958 С.289). Меня, как среднего «интеллигента» средних способностей, также приводит такое мнение в изумление. Лаврова считают то «позитивистом», то «идеалистом», который «своей эклектической и насквозь идеалистической позицией» дискредитировал революционно-демократическое движение. Себя же он считал марксистом и «реалистом» (я же думаю, что быть ему просто Петром Лавровичем Лавровым - это более чем достаточно). Был очень близким другом К. Маркса и Ф. Энгельса, они его называли «наш друг Петр». Но он всегда занимал нейтральную позицию в споре между марксистами и народниками. Это его объединяло с нашим гением русской социологии Максимом Максимовичем Ковалевским, с которым он также был очень дружен - его приезды в Париж для Лаврова были праздником. Именно благодаря М.М. Ковалевскому было издано множество его статей и работ в России (под псевдонимами естественно). Если стараться определить место П. Лаврова в историко-философском процессе, то я склонен его связывать с неокантианством; неокантианством, которое более приближается к неокантианству в марксистской интерпретации данное ближайшим другом Ф. Энгельса Э. Бернштейном (1850-1932) в западноевропейской традиции. Собственно именно так считал, к примеру, Карл Форлендер (1860-1928), который в своей работе «Кант и Маркс» говорит о том, что Лавров близок к неокантианству. Переход неортодоксальных марксистов к неокантианству есть закономерное и естественное движение западноевропейского марксистского направления к концу XIX века. Сам Лавров именно таковым «неокантианцем» себя и считал. Когда в переводе Вл. Соловьева вышла работа известного неокантианца Ф.А. Ланге «История материализма и критика его значения в настоящем» (1865, рус. пер. 1899), с работ которого (и работ О. Либмана) начался известный «поворот к Канту», он с чувством удовлетворения заметил что, наконец-то, перевод этой книги был сделан, замечая при этом, что идеи, которые развивал Ф.А. Ланге в этой книге в 1865 году, он развивал в это же время, и даже раньше Ф.А. Ланге. Многие, с достаточным на то основанием, считают его первым русским социологом, основателем субъективной «русской» социологической школы. Не знаю, как с первым, но то, что он был представителем субъективной социологической школы крайне спорно. Я же в абсолютном согласии с выдающимся русским социологом Н.И. Кареевым считаю его культурологом, - первым русским культурологом и, не побоюсь этого слова, первой величиной в русской философии по таланту, разделяя это первое место только с Вл. Соловьевым. В отношении этого мнения о «ранге» П. Л. Лаврова, хочу привести высказывание одного из авторов сборника «П. Л. Лавров», выпущенного в 1922 году, Гизетти А.А.(1888-1938): «.. Лавров в основных трудах своих выступает перед нами, как мыслитель не менее самостоятельный, своеобразный и, пожалуй, даже более систематический, чем Вл. Соловьев. Влияние Лаврова именно как философа на последующую историю русской мысли тоже, пожалуй, не менее значительно, чем влияние Соловьева» (П.Л. Лавров. Сб. ст. Пг., 1922. С.385). Гизетти пишет далее: «Лавров и Соловьев – крупнейшие представители и, можно сказать, почти основатели двух основных течений русской философии - антропологизма позитивного «гуманистического» и антропологизма христианского. Одно течение идет ближайшим образом от западников- социалистов Герцена и Белинского, другое от Чаадаева и славянофилов. В Лаврове и Соловьеве оба течения впервые становятся строго философскими. «Школы» Лаврова и Соловьева доныне относятся друг к другу резко враждебно» (П.Л. Лавров. Сборник статей. Пб., 1922. С.387) А. Гизетти, подводя итог сопоставления равновеликих по таланту русских философов Лаврова и Соловьева, говорит: «Разные, друг друга не знавшие, может быть, предвзято враждебные; они оба бесконечно нужны и дороги нам сейчас. Именами Лаврова и Соловьева начались новые главы в истории русской философии….Начались и оборвались… Но теперь, через откровение нового Ада и Чистилища истории - Россия поймет, что они шли к одной цели разными путями, и сохранит вместе зерна до дня, когда все оживет и воскреснет» (там же. С.403). Время Вл. Соловьева пришло – он «воскрес». Теперь, по всей логике, время за Петром Лавровичем Лавровым. Но, к сожалению, «воз и ныне там». Последний выпуск двухтомника избранных произведений П.Л. Лаврова в 1965 г., не изменил ситуации, ибо в то время все «совковые» философы были увлечены либо философией науки в форме неопозитивизма, либо разного рода вопросами «идеологической борьбы с происками империализма». Петр Лаврович не подходит ни для того, ни для другого. В.В. Богатов выпустил обширную монографию о Петре Лавровиче, привлекая в ней материалы из обширных и до сих пор неопубликованных архивов П. Лаврова, но опять-таки резонанс этой книги был минимальным. В современной же постсоветской философии, ему опять не везет. Все увлеклись Вл.Соловьевым и русской религиозной философией. Это для постсоветских философов естественно, так как идеологически (а не критически) настроенные мыслить философы всегда тяготеют к какому-либо религиозно-философскому построению – советская марксистско-ленинская философия была построена именно по этому религиозному типу, потому после краха одной «религии» они стали искать другую. Вместо «религии» Чернышевского, нашли «религию» Вл. Соловьева. Хотя, к слову сказать, они поняли, что и из такого достаточно серьезного философа, как Вл. Соловьев не сделаешь очередного «идола», а потому, как правило, хватаются за мелкокалиберных философов, идеологически крайне ангажированных. Куда уж тут до П. Лаврова, «запятнавшего» себя связью с К. Марксом? Я уж не знаю, как себя можно «запятнать» этой связью. Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти и многие другие не боялись. Трагически ушедший из жизни в 1995 году выдающийся французский постмодернистский философ Ж. Делёз последнюю незаконченную работу назвал «Величие Маркса». В чем же дело? Дело тут, я думаю, в современных «постсовковых» философах, но не в Петре Лавровиче.
Родился П.Л. Лавров в семье помещика. Его отец- Лавр Степанович, отличался консервативными взглядами, был другом Аракчеева. Мальчиком он рос очень впечатлительным. В юности он находился под влиянием философии В. Кузена. По образованию Петр Лаврович – математик, закончил Артиллерийское училище, где спустя два года после его окончания, был оставлен преподавателем математики. В 1847 г. по рекомендации знаменитого математика Остроградского Лавров заменил его в должности профессора математики С.- Петербургской артиллерийской академии. Читал лекции по дифференциальному и интегральному исчислению, теоретической механике. Дослужился до звания полковника. Кроме преподавания математики и механики он еще читал лекции по истории естествознания, техники и артиллерии. Всем этим вышеперечисленным не исчерпываются его таланты – он еще и поэт, его стихи изданы в сборнике «Вольная русская поэзия 2 пол. XIX в» (1959). Как известно, он автор широко известной песни, ставшей революционным гимном, - «Рабочая марсельеза» («Отречемся от старого мира..»). Кроме того, он прекрасный знаток истории, философии, антропологии. Женился Петр Лаврович в 1847 году, на Антонине Христиановне Капгер – немки по происхождению. Брак был счастливым. К этому времени он становится полковником. Перед ним раскрываются блестящие перспективы. Но истинный философ всегда служит «убийцей» своей судьбы, он вне своей воли стремится уйти от «человеческого», его прельщает «иное», - кто является истинным философом, тот знает силу этого «даймония». Он начинает печататься в журналах со своими философскими статьями, сближается с радикально мыслящими представителями русской интеллигенции. Своими политическими действиями он вызвал неудовольствие властей, правительство стало против избрания Лаврова профессором кафедры философии Петербургского университета, как не ходатайствовал об этом его друг - К.Д. Кавелин. Вполне вероятно, эта перемена обусловлена болезнью его жены, которая долго болела и умерла в 1865 году. После покушения Каракозова на царя 4(16) апреля 1866 г., к которому Лавров не имел отношения, он, как лицо политически неблагонадежное был сослан в Вологодскую губернию. Сам Лавров считал это недоразумением и говорил, что его сослали за пункты пустые, которые подходят лишь под «эластичное понятие неблагонамеренности». Обвинение состояло, как он сам говорит, в сочинении четырех стихотворений, в которых «возбуждалось» неуважение к Николаю I и Александру II, и за близость к кругу Чернышевского. Хотя такой «близости» не было, в своих работах они выступали ему оппонентами. Чернышевский его высокомерно «отчитывал и учил» в своей крайне убогой работе «Антропологический принцип в философии», которая считается его главной «философской» работой.
Петр Лаврович начал довольно поздно свою собственно философскую деятельность, когда ему было уже тридцать пять лет. В течение первых трех-четырех лет шел процесс его становления, процесс выработки собственных взглядов как философа. Впервые он громко заявил о себе как философ публичными лекциями о философии «Три беседы о современном значении философии» (1859), которые имели большой успех и были первыми после закрытия философских факультетов в России публичными философскими выступлениями. Причиной этих лекций послужила следующая история, которая проясняет реальную картину философской жизни России в то время. Дело в том, что была восстановлена кафедра философии в университете, которая была закрыта в 1849 году. На нее претендовал профессор из Казани Булич. Булич приехал в Петербург и публичными лекциями в Пассаже хотел привлечь внимание научной общественности к себе. Читал он лекции о Ф. Бэконе. Но лекции не имели успеха. Петр Лаврович также, следуя его примеру, прочитал свои три лекции 22, 25, 30 ноября 1859 г., которые имели большой успех. И это сразу сделало его лидером русской философии второй половины XIX века. Он вообще был первый серьезный русский философ, ибо как он сам верно констатировал в «Трех беседах о современном значении философии» что: «Философских школ ум нас не было, а были философствующие единицы, и те приносили очень мало своего, а развивали большей частью предмет по миросозерцанию того или другого германского философа» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965. Т.1. С.515). И у нас «…нет философского предания, великих имен национальных мыслителей, которых системы спорили бы о господстве между нами» (Три беседы о современном значении философии \\ Отечественные записки 1861, №1. С.94) Он был безусловной величиной среди представителей демократически настроенной интеллигенции по глубине и обстоятельности своих взглядов. Это правильно подчеркивает один из авторов сборника «П.Л. Лавров» (1922) Л. Мокиевский: «Главным философом наших «шестидесятых годов», бесспорно, следует считать Лаврова. Добролюбов и Писарев не пытались дать философского объяснения своего мировоззрения; что же касается более образованного и более разностороннего Чернышевского, то философские мотивы у него все-таки, всегда играли вполне второстепенную роль; к тому же и по своей философской эрудиции далеко уступал Лаврову. У Лаврова философия всегда стояла на первом плане. Так, например, Лавров известен, как один из вождей революционного движения, но в этом революционном движении его роль сводилась, главным образом, к «философскому» обоснованию революционной деятельности. И он всегда делал это с такой тщательностью и той основательностью, которые соответствовали его огромной эрудиции и его огромной трудоспособности» (П.Л. Лавров. Сб.статей. Пг., 1922. С.29)
Петр Лаврович утверждает в работе «Народники- пропагандисты»: «.. радикальная молодежь Петербурга была вовсе не близка мне в последние годы моей петербургской деятельности, и я не имел случая сблизиться с нею ни во время моей ссылки, ни при проезде через Москву и Петербург при отъезде за границу» (Лавров П.Л. Народники-пропагандисты 1873-1876 гг. Спб., 1907. С.51). Как бы то не было, ссылка сыграла положительную роль для его философской карьеры. В ссылке в 1868-1869 гг. он написал свои «Исторические письма», имевшие феноменальный успех – ими зачитывались, чувствительная молодежь буквально «рыдала» над ними, прятала как «библию» под подушкой. Для самого Лаврова такой успех был неожиданным - он писал их как теоретическую работу, потому проявлял опасение как бы такой успех не повлиял на его репутацию как серьезного ученого. Но что случилось, то случилось. Вот о чем свидетельствует Н.С. Русаков в своей книге «Социологи Запада и России»: «Многие из нас, юноши в то время, а другие просто мальчики, не расставались с небольшой, истрепанной, истертой в конец книжкой. Она лежала у нас под изголовьем. И на нее падали при чтении ночью наши горячие слезы идейного энтузиазма, охватывающего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них..» (Русанов Н.С. Социалисты Запада и России. СПб., 1909. С.227): Эта ссылка еще и помогла ему познакомится с молодой красивой тридцатилетней ссыльной польской революционеркой – Анной Чаплицкой, что для настоящего мужчины (тем более в возрасте сорока трех лет) значительно более существенно, чем все остальное: философия, поэзия и прочая, прочая… Тем более, с женщиной, в которой течет польская кровь… По крайней мере, «тайным» мотивом побега из ссылки в 1870 г., который организовал Г.А. Лопатин, было желание воссоединиться с сбежавшей из ссылки Анной Чаплицкой (а не своей многодетной семьей, следует заметить). Мы, философы, для семьи и общества люди «неблагонадежные», мы – «плей-бои» бытия. Удивительно, этот побег удался, что было фантастически тяжело для почти слепого «Гомера» русской философии (у него было ужасное зрение). В отношении Н. Чернышевского это Г. Лопатину не удалось. Но истинным философам, даже слепым удается многое – и красивую женщину рассмотреть, и умело скрыться, и увидеть те движения мысли, которые многим потом еще в течение столетий не видны. Политических мотивов побега особых не было, о чем свидетельствует то, что когда он бежал из ссылки, он специально послал в августе 1870 года письмо министру внутренних дел с объяснением, что был вынужден эмигрировать и бежать из ссылки, так как не мог продолжать научные занятия. Хотя это у него и там сразу не получилось – во время франко-прусской войны Лавров работал в госпитале национальной гвардии, участвовал на митингах, и только собственно за границей втянулся в демократическое движение серьезно, став осенью 1870 г. членом Парижской секции I Интернационала, а затем по предложению народнической «штюрмерской» молодежи, - «чайковцев» по преимуществу, стал редактором журнала «Вперед!» и газеты одноименного названия. А когда стали в революционном народничестве назревать «бланкистские» тенденции, Лавров был вынужден выйти из редакции «Вперед!», войдя после этого в редакцию «Вестника Народной Воли» (с 1883 г.). Хотя с народниками он не имел даже общетеоретической базы. К примеру, одно из основных положений - защита «крестьянской общины», как свидетельствует Н.И. Кареев «.. не находилась ни в какой связи с социологическими воззрениями Лаврова, Михайловского и др., в свою очередь, ничего не говоривших о формах землепользования или обрабатывающей промышленности» (Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С.194). Многие в связи с участием в народнических печатных органах считают его идеологом народничества, но это ошибочно, - такого мнения придерживаются все, кто с ним долго общался в эмиграции. Это утверждает, специально подчеркивая, в частности, видный представитель народничества Н.С. Русанов: «Лавров не считал себя народовольцем, а лишь союзником Народной Воли, но полагал, что в данный момент все русские социалисты должны идти под знаменем народовольчества, так как это течение несомненно социалистическое, а к либералам, особенно русским либералам, он относился по обыкновению очень резко, как к людям без достаточных убеждений и без гражданского мужества» (Русанов Н.С. В эмиграции. М. 1909. С.119). То, что он примыкал к народникам вообще естественно для передового мыслителя, ибо в то время они были самым передовым фронтом русской интеллигенции. Этим же обусловлено его участие в международном рабочем движении и дружба с Марксом и Энгельсом, ибо тогда «рабочий вопрос» был одним из центральных вопросов западноевропейской культуры, которым, к слову сказать, занимались не только Маркс и Энгельс, а почти все социально ориентированные передовые мыслители того времени: политики, историки, социологи, политэкономы, представители зарождающегося неокантианства. В связи с его участием в европейском рабочем движении и дружбой с Марксом и Энгельсом, один из известных зарубежных исследователей русской культуры Алан Кимбэлл, правильно подмечая, что Лавров выработал свою отличную от народничества позицию, утверждал, что П.Л. Лавров принадлежит более к европейскому социалистическому движению. Но тогда любой передовой мыслитель принадлежал к тому или иному социалистическом направлению – таков был «революционный дух» эпохи ускоренной модернизации Европы во второй половине XX века. Я считаю, что имеет смысл утверждать только то, что он был прежде всего самобытный мыслитель, который имел, естественно, свою политическую позицию, но не более того. В эмиграции П. Лавров был «патриархом» русской общины эмигрантов. Каждый, кто прибывал в Париж, либо как эмигрант, либо как ученый, считал своим долгом представиться Петру Лавровичу. Он решал и все административные вопросы в отношении взаимодействия с французскими властями, ибо Клемансо был его близким другом и почитателем его таланта. К П. Л. Лаврову дружественно относился Тургенев, он даже субсидировал ежегодным взносом в 500 франков газету П.Л. Лаврова «Вперед!», но потом в 1882 году отношения нарушились. Обусловлено это было известной трусостью Тургенева. Дело в том, что в 1882 году «Исполнительный комитет Народной Воли» в Петербурге поручил Засулич и Лаврову открыть за границей «Красный Крест Народной Воли» для собирания пособий в пользу жертв политического деспотизма русского самодержавия без различия от их политических взглядов. Но это привело к тому, что П. Лаврова было вынуждено сразу выслать из Парижа французское правительство (сохраняя при этом для него возможность вернуться, если он перестанет быть официальным представителем этого «Красного Креста Народной Воли»), ибо «Красный Крест Народной Воли» был явным отделением политической террористической организации, а потому ни одно правительство не могло терпеть его присутствие, ибо тогда могли возникнуть дипломатические осложнения с российским правительством. В это время известная газета «La Temps» назвала П. Лаврова другом Тургенева. И это было действительно так, по крайней мере со стороны Петра Лавровича. Но Тургенев испугался, направив официальное опровержение, где публично отрекся от дружбы с П. Л. Лавровым, утверждая, что он знал Лаврова лишь по России как литератора-публициста, но за границей не имел с ним никаких отношений. На самом деле, это было не так. Лавров после этого заявления Тургенева был у него в гостях, Тургенев его убедительно просил не сердиться на его публичное заявление в «La Temps», потом он всегда стыдился этого письма. Сам главное, когда после смерти факт финансирования газеты «Вперед!» Тургенев был отмечен Лавровым, это вызвало бурю негодования в среде русской либеральной печати, этот факт назвали преднамеренной ложью. Для них это было политической уловкой революционеров, дабы привлечь авторитет Тургенева на свою сторону, но на самом деле факт финансирования был чистейшей правдой, Тургенев незадолго до смерти признавал, что «все-таки террористы это великие люди». (см. Драгоманов М.П. Воспоминания о знакомстве с И.С. Тургеневым. Казань. 1906; М. М. Стасюлевич и его современники Т.III; Русские пропилеи. III, 275). Как «революционер» он был явно не в своей «тарелке». Да и вряд ли настоящий философ может им быть. Академик Д.Н. Овсянико-Куликовский (1853-1920), близкий друг П. Лаврова, выдающийся русский литературовед и языковед вспоминает, что при разговорах в Париже «..у меня оседало какое-то грустное чувство, которое подсказывало мне мысль в таком роде: «Вот человек, место которого - не здесь, в Париже.., а там, у нас в Петербурге, - на университетской кафедре, в Академии Наук, в редакции серьезного журнала. Роль лидера социалистической партии ему не пристала.. Он не революционер по натуре. В партии он занимает место почетное, но не влиятельное и не ответственное. Революционер должен уметь жертвовать собою и другими. Петр Лаврович удовлетворяет только первому требованию, собою жертвовать он может, жертвовать же другими решительно не способен: для этого он слишком добр, жалостлив и нравственно щепетилен… Невольно думалось: Нет, не на своем месте этот большой человек, и кажется, как будто он сам в глубине души и сознает или, по крайней мере, чувствует это, и его гложет некий червь..» (П.Л. Лавров. Сб.статей. Пг., 1922. С.443). Хотя, в этом сущность всех философов – они всегда «не на своем месте», их не понимают, жизнь им всегда ставит «тройку» в лучшем случае, их не понимают коллеги, они «странные» люди, с необычной стилистикой мышления и поведения. Д.И. Овсянико-Куликовский несколько ранее писал о Петре Лавровиче в своей «Истории русской интеллигенции»: «Его истинным призванием была деятельность независимого ученого и мыслителя, университетская кафедра, на которой он явился бы, бесспорно, одним из замечательнейших представителей научной философии и могущественно содействовал бы развитию столь недостающей нам культуры и дисциплины мысли. Как ум, помимо выдающегося философского дарования, он отличался редкой у нас воспитанностью мысли, научной «выправкой», предохраняющей от причуд, нелогичностей, парадоксов, противоречий» (Овсянико-Куликовский Д.И. Собрание сочинений. 5-изд. Т.7. 1914. С.190). То же подтверждает, кроме Д.Н. Овсянико- Куликовского, и выдающийся русский мыслитель Н.И. Кареев пишет: «Сам Петр Лаврович, созданный для мирной ученой работы и для преподавательства, был вынужден идти по той дороге, на которую вступил только после того, как у него была отнята возможность чисто легальной работы» (Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.152). Хотя путь академической карьеры был слишком узок для Лаврова, как и для всякой выдающейся личности. Лаврову, как любому выдающемуся философу, мало было быть философом. Всякий выдающийся философ отличается еще проповедническо-подвижнической энергией.
В эмиграции (особенно после скоро умершей его любовницы А. Чаплицкой) он жил скромно, хотя иногда прилично зарабатывал, но все деньги уходили на книги, помощь друзьям-эмигрантам, на помощь своим детям, которые остались в России. Обедал по вечерам в третьесортном ресторане, дома кипятил сам воду на спиртовке, прислуги не было. И книги, книги, книги…- на кухне, в приемной, в кабинете. Так прожил основной свой период творчества этот рыжеволосый, картавящий и подслеповатый «русский Сократ», этот неприкаянный «Франсуа Вийон» русской философии. Как писал Н.С. Русанов - «…так часто встречающееся в сочинения Лаврова* выражение «наслаждение умственным и нравственным развитием» отнюдь не простая фраза у него и не голая абстракция. Сам Лавров действительно наслаждался своей жизнью, целиком отданной умственной работе и идейной общественной деятельности, несмотря на очень большие, тоже идейные огорчения, которые пришлось испытывать ему на своем порою тяжелом пути» (Русанов Н.С. В эмиграции. М., 1929. С.132). А трудности иногда бывали в эмиграции и чисто материального характера, особенно в середине 80-х годов, когда он, просчитав оставшиеся скудные средства, разделил его на месяцы, решив по окончании этого времени покончить жизнь самоубийством. К счастью, к этому времени, для Лаврова нашлась работа. Петр Лаврович Лавров был похоронен на Монпарнаском кладбище в Париже. Ему был поставлен скромный памятник из гранитной глыбы.
ЛИТЕРАТУРА: 1. М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке. СПб. 1912. Т.3 (69887) 2. Драгоманов М.П. Воспоминания о знакомстве с Тургеневым. Казань. 1906. (70055).
|