![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каблиц И. И. ( юзов И. ) (1848-1893)
Иосиф Иванович Каблиц участвовал в «хождении в народ», с конца 70-х годов сотрудничал в журналах «Неделя», «Слово», «Мысль». Сначала он был организатором в Петербурге кружка «вспышкопускателей» (1874), который ставил себе задачей инициацию местных крестьянских бунтов. В 80-х годов отрекся от своих революционных взглядов. Относится к правому крылу либерального народничества. Каблиц утверждал, что в бедах простого народа, в росте капитализма виновата бюрократия и интеллигенция, которая пытается управлять народом. Но народ не нуждается в их рекомендациях, ибо обладает природным нравственным чувством, и сам знает как ему лучше жить, и для этого не нуждается во вмешательстве интеллигенции.
Общие философские взгляды
«По отношению к природе, человек- животное; по отношению к культуре – он существо социальное. Культура преображает природу физически и морально, переделывая лес в сад, топкое болото – в цветущий луг, а себялюбивого дикаря – в человеколюбивого гражданина. Общество, будучи продуктом человеческих чувствований, в свою очередь изменяет и расширяет их, приспособляя организм к общественной среде» (с.69)1
«Философские системы, удовлетворяя потребности человеческого ума, вместе с тем служат могущественным орудием научного прогресса. Они вносят план в работы труженников науки, они указывают пункты, где должна, по преимуществу, сосредотачиваться работа данного поколения, они ставят научные вехи, которые руководят трудами среднего рабочего науки, собирающего необходимый материал для будущих построек. Философ есть архитектор, строящий здание науки из накопленного другими материала.. философы принадлежит только, так сказать, стиль здания»(с.153, 1)
Законы истории
«Эти пресловутые «законы истории» служат орудием борьбы для самых противоположных течений, благодаря тому, что каждый имеет право изобресть такой «закон истории», который подходит к его воззрениям» (там же, с.21)1 «Если мы видим, что мнения, чувства и желания личности следуют в своем развитии по известным законам, то из этого никак не следует, что эти мнения, чувства и желания не были главным элементом, определяющим будущие общественные формы. Подчиняясь сами известной законосообразности, они вместе с тем вносят законосообразность и в общественное развитие, но эта последняя законосообразность имеет свое пребывание не вне личности, а в ней; следовательно, раз мы замечаем в личности известные качества, то имеем право сказать, что эти качества определят и будущую общественную форму» (там же, 24) 1
«В природе существуют личности и их отношения, но нет общественных форм, т.е. иначе сказать, в ней не существуют какие-то самостоятельные реальности в виде общественных форм, а только отношения между личностями, которые мы и называем общественными формами» (там же, с.72) 1
«Пора перестать верить в чудодейственную деятельность каких-то гигантов человеческого рода и корчить из себя этих гигантов. Отдельная личность своей деятельностью может потрясать целыми обществами, но только тогда, когда эта деятельность есть выражение массовых стремлений и желаний. Думать же, что какая-нибудь маленькая группа людей может преобразовывать общественные формы наперекор всем стремлениям и желаниям крупных общественных элементов – абсурд» (Каблиц И. (И.Юзов) Основы народничества. Спб., 1888 с.16)1
«В истории обществ паразитизм постоянно вплетается в общественные явления, а потому многие заключают, что он есть необходимое явление всякого общественного развития»(с.34) 1
«В истории обществ паразитизм постоянно вплетается в общественные явления, а потому многие заключают, что он есть необходимое явление всякого общественного развития»(с.34) 1
«..центр тяжести прогресса социального мира лежит в психической жизни человечества. Знание законов, заправляющих психическим явлениями, есть необходимое условие для понимания и направления социальной жизни. Психология есть та необходимая ступень знания, через которую должен пройти всякий желающий приступать к изучению социальных законов» (Каблиц И. Основы народничества. Спб., 1888. С.83)1
«Основа нравственного поведения человека находится не в его знаниях и умственных силах, а тем более не в его эгоизме, т.е потребности в самосознании, - нравственное поведение основано на нравственных чувствах, т.е. потребности в сохранении вида» (Каблиц И. Основы народничества. Спб., с.131) 1
Запад и Россия
Относился отрицательно к марксизму: «Философско-историческая теория» Маркса не имеет никакого значения для России. Стадии экономического развития России были и будут другими, нежели на Западе» (Каблиц И.И. «Основы народничества» ч.1 Спб., 1882 с.461) Он вообще был скептично настроен к Западу: «..ошибочно было бы считать лучшим социальным устройством выработанное европейцами на том только основании, что они опередили другие народы в умственной и технической культуре. Нравственная культура, имеющая наибольшее влияние на выработку социальных отношений, является, наоборот, решающим моментом в создании общественного устройства. Оттого-то у многих дикарей мы встречаем общественное устройство более высокого типа, нежели европейское, стремящееся к всемирному господству под предлогом своего мнимого превосходства» (Основы народничества ч.2 Спб., 1893 с.50-51)
«Самобытность- необходимое условие правильного развития общественных форм. Она необходимо проявится во всех обществах, в которых учреждения поставлены в зависимость от общественного мнения. Несамобытное развитие может быть осуществлено только путем насилия. Сами-же народы всегда стремятся отыскать общественное учреждение, приноровленные к их национальным особенностям» (263-264, 1)
«О самобытности известной реформы необходимо судить не по сходству или несходству ее с формами западно - европейской жизни, а по её соответствию с народными нуждами, требованиями и желаниями» (272, 1)
«Община у многих народов является живой, развивающейся формой экономической жизни..» (с.426, 1)
Он писал следующее: ««Философско-историческая теория» Маркса не имеет никакого значения для России. Стадии экономического развития России были и будут другими, нежели на Западе» (Каблиц И.И. «Основы народничества» ч.1 Спб., 1882 с.461) «Но переворот. Совершенный Петром, был не столько развитием, сколько переломом нашей национальности; не столько
Интеллигенция и народ
«Главная рознь, существующая между интеллигенцией и народом, их полное незнание и непонимание друг друга, тяжело отзываются на ход русской жизни. Эта рознь – скорбное наследство прошлых времен рабства – еще долго будет смущать нашу интеллигенцию, если она не поймет, что в этом главным образом виновата она сама»(Каблиц И.И. Основы народничества. Часть II. Спб., 1893 с.57)
«Между русским интеллигентным обществом и бюрократией существует старинная родственная связь» (Каблиц Основы народ часть II, Спб., с.91)
|