Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МеханицистыСтр 1 из 7Следующая ⇒
БУХАРИН Н.И. ЛИТЕРАТУРА: 1. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М. 1921. 2.
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
ФРЕЙДО - МАРКСИЗМ В РОССИИ
МЕХАНИЦИСТЫ
Известная концепция Э. Енчмена, который разоблачал классовую сущность философии, призывая уничтожить кафедры философии и психологии как орудий эксплуататорского обмана.
К механицистам относили Степанова, Аксельрод, Сарабьянова.
3. ДИАЛЕКТИКИ
ДЕБОРИН
Удар по Деборину нанес М. Митин, В. Ральцевич и П. Юдин, которые в статье в «Правде» от 7 июня 1930 года «О новых задачах марксистсколенинской философии» 9 декабря приехал И. сталин, который встречался с членами политбюро. 25 января 1931 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журнале «Под знаменем марксизма», где группа Деборина была подвергнута критике. Некоторые члены группы Н.А. карев, Я.Э. Стен, И. К. Луппол, И. П. Подволоцкий были арестованы и репрессированы. Деборин хотел покончить жизнь самоубийством, чтобы не разделить судьбу его коллег, но его не тронули.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Енчмен Э. Теория новой биологии и марксизм. Пг. 1923. Вып.1. 2. Луппол И. На два фронта. М.-Л. 1930. 3. Баммель Г. На философском фронте после Октября. М.-Л. 1929. 4. Радлов Э.Л. введение в философию. Пг. 1919. 5. Шпет Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг. 1922. 6. Кошарный В.П. У истоков советсткой философской науки (1917-1922). М. 1981 (1978270). 7. Карев Н. О том, с чем следует соединить марксизм \\ Под знаменем марксизма. 1924 №12. 8. Каменский З.А. Из истории изучения методологии историко-философского исследования \\ История общественной мысли. М. 1972. 9. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991. 10. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., Т.1-4. 1985-1987. 11. Лукач Д. Материализация и пролетарское сознание \\ Вестник Соцакадемии. Кн.IV-VI. 1923. 12. Лукач Д. Литературные теории XIX в. и марксизм. М., 1937. 13.
§3 СТАЛИН
С выходом очерка «О диалектическом и историческом материализме» И. Сталина завершился процесс канонизации марксизма.
ГЛАВА 2 РУССКИЙ МАРКСИЗМ ВТОРОЙ ПОЛ. XX ВЕКА.
§1 ОНТОЛОГИСТЫ
§2 ГНОСЕОЛОГИСТЫ
Конфликты происходили периодически: в 1974 году конфликт выразился на страницах журнала «Философские науки» (№5); в 1982 году она развернулась вновь на страницах журнала «Вопросы философии» (№12)
1. КЕДРОВ Б.М.
Бонифатий Михайлович Кедров (1903-1985) – философ и химик. Закончил химический факультет Московского университета. В 1946 году защитил докторскую диссертацию по философии «Атомистика Дальтона и ее философское значение». Первый главный редактор «Вопросов философии» (1947-1949). Директор института естествознания и техники АН СССР в 1962-1972 гг. Директор института философии АН СССР в 1973-1974 гг.
2. КОПНИН П.В.
Павел Васильевич Копнин (1922-1971) – специалист по гносеологии и методологии научного познания. Постуил в 1939 г. на философский факультет МИФЛИ. Воевал. После войны закончил философский факультет МГУ. Докторская диссертация «Формы мышления и их роль в познании» (1955). Руководил кафедрами различных ВУЗов. С 1962 года – директор института философии АН УССР. С 1968 года – директор института философии АН СССР. С 1970 – член-корреспондент АН СССР. Один из типичных фигур гносеологического направления в марксистской философии.
§3 ДИАЛЕКТИКА «КАПИТАЛА»
ГЛАВА 3 ТЕОРИЯ СИСТЕМ И КИБЕРНЕТИКА
1. ШМАЛЬГАУЗЕН
2. АНОХИН П.К.
Петр Кузьмич
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ
Среди философов, применявших системный подход выделяется в. П. кузьмин, который известен своей работой «Принцип системности в теориии и методологии К. Маркса».
Кузьмин разделяет ступени познания на предметное (непосредственное, простое) знание; системное (сущностное, субстанциальное) знание; метасистемное (конкретное, синтетическое, «реальное») знание.
«Метасистемное знание предполагает переход от мноцентрического взгляда на действительность и воспроизведению объекта в знании целиком, т.е. во всем многообразии его реальных форм и взаимодействий с другими объектами. Иными словами, эта форма оперирует со сложным объектом – полисистемным комплексом, совокупной многосистемной действительностью со всеми ее разнопорядковыми и многомерными отношениями. Первая методологическая предпосылка этой формы – переход от моноцентризма к полицентризму, к изучению разносистемных единств и совокупностей. Вторая – концентрация внимания на разнотипных связях, отношениях, взаимодействиях явлений. Третья – переход по преимуществу статического, или структурного, видения явлений к их процессуальному, конкретно – историческому рассмотрению. Четвертая особенность – преобладание синтеза, достижение высших степеней теоретической конкретности» (Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М. 1986. С.62).
4. ШКОЛА СИСТЕМОЛОГИИ
Г. П. Щедровицкий – идеолог деятельностного подхода. Ездил по разным городам в свое время. Проводил организаторские игры. Но его философия наивна - в русле банального «фихтеанства». Складывалось впечатление на его лекциях, что его философия интересует мало.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Анохин П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979. 2. Кузьмин В.П. принцип системности в методологии К. Маркса. М. 1986. (2199032). 14. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды. М., 1990. 15. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М., 1963. 16. Кедров Б.М. Классификация наук.
ГЛАВА 4 ТЕОРИЯ НАУКИ
§1 ТЕОРИЯ НАУКИ
КУЗНЕЦОВ И.В.
«Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области физических явлений, с появлением новых более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в области, где справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы в выводы классических теорий; математический аппарат новой теории, содержащий некий характеристический параметр значения которого различны в старой и новой области явлений, при надлежащем значении характеристического параметра переходят в математический аппарат старой теории» (Кузнецов И.В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. М. 1948. С.56).
1. АЛЕКСЕЕВ И.С. (1935-1988)
Игорь Серафимович Алексеев, мыслитель достаточно интересный, но его философствование банально.
2. АХУТИН
3. ИЛЬИН
Как пишет В.В. Ильин: «Критерии научности – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки; они позволяют субординировать продукты познания с позиций близости (отдаленности) их от науки; это фундаментальные теоретико - методологические принципы, нормы, ценности, идеалы, эталоны, обуславливающие определенность оснований, по которым пробное знание (корпус идей: гипотезы, концепции, теории, допущения, факты) и деятельность (корпус актов: мышления, теоретизация, концептуализация, экспериментирование) рассматриваются как научные и зачисляются в разряд науки» (Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989 с.23). Ильин подразделяет критерии научности на три множества - это группа универсальных критериев, которые отделяют науку от ненауки; вторая группа – исторически преходящие критерии научности; третья группа – узкоспециальные критерии той или иной области научного знания.
ЛИТЕРАТУРА:
ГЛАВА 5 СОЦИОКУЛЬТУНАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Это достаточно разветвленное направление в отечественной философии наауки имело множество последователей. Оно инициировано было западноевропейскими влияниями, в основном известной работой Т. Куна «Структура научных революций». Но не только этим. Дело в том, такого рода понимание науки хорошо прививалось к марксистской концепции, которая понимала все ментальные системы как производные от социально-экономических факторов культуры. Потому-то «прививка» куновских идей в советской философии была довольно успешной и получила распространение.
§1 ФИЛОСОФСКИЙ СИНТЕЗ В.С. СТЕПИНА
Вячеслав Семёнович Степин (р.1934) – ведущий отечественный философ науки. С 1988 г. директор института философии РАН. Автор известных и часто цитируемых работ: «Становление научной теории» (1976), «Философская антропология и философия науки» (1992), «Теоретическое знание» (2000) и многих других. Лидер так называемой «минской школы философии науки». Философ талантливый, но его творчество является синтезом всего комплекса концепций, которые были предъявлены в 60-70х годах XX века в западной и отечественной философии науки. Начало его творчества знаменует переход в отечественной философии науки от статических моделей научного знания к анализу реальной динамики развития научного знания, его связанности с общей культурой. В отношении этого он пишет: «Теоретическое знание и его развитие является неотъемлемой характеристикой современной науки, которая постоянно расширяет горизонты познавательного и практического освоения мира человеком. Как и сама наука, теоретическое знание является культурно-историческим феноменом. Оно возникло в контексте исторического развития цивилизации и культуры, на определенных стадиях этого развития, породивших теоретическую науку и ценность научной рациональности» (Степин В.С. Теоретической знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С..17) Относительно перспектив теоретического знания Степин придерживается идее постнеклассического типа рациональности. Суть её состоит в ценностной нагруженности теоретического знания. По сути –это возврат к первобытной ориентации человека по отношению к миру. Здесь он привлекает «мудрости Востока».
Это, в частности, подчеркивает и один из лидеров современной отечественной философии В.С. Степин: «…биологические предпосылки – это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва, на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможна была бы человеческая духовность» (Степин В.С. Теоретической знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.34).
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
«Философия как теоретическое ядро мировоззрения не только схематизирует мира, представленные смыслами категорий культуры, но и постоянно изобретает новые нестандартные представления, выходящие за рамки этих образов» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.195)
«Философия способна генерировать категориальные матрицы, необоходимые для научного исследования, до того как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Но для фиксации этого нового содержания опять-таки нужна философская рефлексия над наукой, выступающая как особый аспект философского постижения действительности, в ходе которого развивается категориальный аппарат философии» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.264)
«Литература, искусство, художественная критика, политическое и нравственное сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситкациями мировоззренческого масштаба, - все это области, в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной образной форме философские экспликации универсалий культуры. В принципе, на этой основе могут развиваться достаточно сложные и оригинальные комплексы философских идей» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.281)
2. НАУКА И КУЛЬТУРА
«Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты её будущего преобразования), и их исследования как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.40)
«Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование- временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых * возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое..» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.19-20)
«Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания*. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.22-23)
«Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой – изолируют, атомизируют людей» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.31)
«Наука ставит своей целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование* всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.39-40)
«Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали друг с другом, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.61)
«Развертывая модели «возможных миров», античная философия, пожалуй, в наибольшей степени реализовала эвристическую функцию философского познания, что и послужило необходимой предпосылкой становления науки в собственном смысле слова» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.62)
ЗАРОЖДЕНИЕ ОПЫТНЫХ НАУК
ПРАКТИКА И ЗНАНИЕ
«На этапе преднауки модели преобразования объектов, включенных в деятельность, создавались путем схематизации практики. Объекты практического оперирования замещались в познании идеальными объектами, абстракциями, которыми оперирует мышление, а отношение идеальных объектов, операции с ними также абстрагировались из практики, представляя собой своего рода схему практических действий» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.703-704)
«Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель- на вопрос: что должно быть получено в деятельности? Цель- это идеальный образ продукта. Она воплощенется, опредмечивается в продукте, который выступает результатом преобразования предмета деятельности» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.38)
«Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты – предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т.д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования» (с.40)
«Наука в человеческой деятельности выделяет только её предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Как царь Мидас из известной древней легенды – к чему бы ни прикасался, все обращалось в золото, - так и наука, к чему бы она ни при прикоснулось, - все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.41)
3. СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Среди идеальных объектов выделяют – эмпирические и теоретические объекты.
«Теоретические объекты, в отличие от эмпирических, являются идеализациями, «логическими реконструкциями действительности». Они могут быть наделены не только признаками, которым соответствуют свойства и отношения реальных объектов, но и признаками, которым не обладает ни один такой объект. Теоретические объекты образуют смысл таких терминов, как «точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.д. В логико-методологических исследованиях теоретические объекты называют иногда теоретическими конструктами, а также абстрактными объектами» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.104)
«..в основании сложившейся теории всегда сложно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть* фундаментальной теоретической схемой» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.110-111)
«.. идеальные теоретические объекты и построенные из них целостные теоретические модели (схемы) выступают существенной характеристикой структуры любой научной теории, независимо от того, принадлежит ли она к сфере гуманитарных, социальных или естественных наук» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.114)
4. ОСНОВАНИЯ НАУКИ
«Основания науки выступают системообразующим фактором научной дисциплины. Они включают: 1) специальную научную картину мира (дисциплинарную онтологию), которая вводит обобщенный образ предмета данной науки в его главных системно-структурных характеристиках; 2) идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы описания и объяснения, доказательности и обоснования, а также идеалы строения и организации знания), которые определяют обобщенную схему метода научного познания; 3) философские основания науки, которые обосновывают принятую картину мира, а также идеалы и нормы науки, благодаря чему вырабатываемые наукой представления о действительности и методах ее познания включаются в поток культурной трансляции» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.706-707)
«Абстрактные объекты теоретических схем и конструкты картины мира – это разные типы идеальных объектов. Если относительно первых формулируются законы, то относительно вторых – принципы. Абстрактные объекты теоретических схем представляют собой идеализации, и их нетождественность действительности очевидна, тогда как конструкты картины мира, также будучи идеализациями*, онтологизируются, отождествляются с действительностью» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.221-222)
1. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.
Механистическая картина мира: «Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир; принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы и с описанием ее законов на языке математики» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.299)
«Поскольку картина мира служит своеобразным мостиком между генерированной его «популяцией» теоретических знаний и культурой, в которую должны быть вписаны эти знания, постольку в становлении картины мира так или иначе участвуют ценностные факторы» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.337)
«Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризуется часто как принцип, обепечивающий экстаполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрении неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.643-644) Наука с самого своего начала имеет основой метафизические допущения, все основные положения научных теорий сформированы на базе тех или иных философских концепций. Хотя противопоставление науки и философии, со времен О. Конта, традиционно противопоставляются. Что неверно. В. С. Степин, отечественный лидер философии науки пишет: «Теоретическое знание возникает как результат исторического развития культуры и цивилизации. Его первичные образцы были представлены философскими знаниями, которые являлись единственной формой теоретического на этапе преднауки. Переход от преднауки к науке привел к возникновению научного теоретического знания, которое в дальнейшем развитии культуры становится репрезентантом теоретического» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.703)
2. ИДЕАЛЫ И НОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Познавательные идеалы и нормы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) доказательности и обоснованности знания; 3) построения и организации знаний» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.244) Среди идеалов и норм выделяются два блага: собственно познавательная установка, социальный аспект.
3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ
«Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.* Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.263-264) Обыденное же знание, как подчеркивает В.С. Степин, не способно генерировать категориальные матрицы для строгого научного знания.
О Гегеле: Как отмечает В.С. Степин: «Гегель не имел в своем распоряжении достаточного естественнонаучного материала для разработки общих схем развития. Но он выбрал в качестве исходного объекта анализа историю человеческого мышления, реализовавшихся в таких формах культуры, как философия, искусство, правовая идеология, нравственность и т.д. этот предмет анализа был представлен Гегелем как саморазвитие абсолютной идеи. Он анализировал развитие этого объекта (идеи) по следующей схеме: объект порождает «свое иное», которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием и, перестраивая его, формирует новое целое. Распространив эту схему развивающегося понятия на любые объекты (поскольку они трактовались как инобытие идеи), Гегель, хотя и в спекулятивной форме, выявил некоторые особенности развивающихся систем: их способность, развертывая исходное противоречие, заключенное в их первоначальном зародышевом состоянии, наращивать все новые уровни организации и перестраивать при появлении каждого нового уровня сложное целое системы. Сетка категорий, развитая в гегелевской философии на базе этого понимания, может быть расценена как сформулированный в первом приближении категориальный аппарат, который позволял осваивать объекты, относящиеся к типу саморазвивающихся систем» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.266-267)
«.. сопоставление истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что философия обладает прогностическими возможностями по отношению к естественнонаучному поиску заранее вырабатывая для него категориальные структуры» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.267)
«Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую актуализацию» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. С.284)
В.С. Степин использует понятие «мировоззренческие универсалии культуры». Эти универсалии задают своеобразие той или иной культурной общности, задают ритм самовоспроизводства культуры, и формы ее ретрансляции. В системе мировоззренческих универсалий он выделяет два блока. Первый- это категории, которые фиксируют наиболее общие характеристики объектов: «пространство», «время», «движение», «вещь», «свойство», «отношение», «количество», «качество», «причинность», «случайность», «необходимость». Второй блок составляют категории, характеризующие человека- «человек», «общество», «я», «другие», «труд», «сознание», «добро», «красота», «вера» и т.д. В определенные периоды истории происходит изменение универсалий, начинается поиск новых форм устойчивого бытия культуры на базе новых универсалий, или новой интерпретации их. В этом процессе выработки Степин опять-таки отводит большую роль философии, которая и выступает как генератор новых идей и новых типов «универсалий». Степин подчеркивает, что универсалии «не локализованы в какой-то одной области культуры, а пронизывают все ее сферы. Поэтому преобразование категориальных смыслов, начавшееся под влиянием новых социальных потребностей в одной или нескольких областях культурного творчества, рано или поздно с неизбежностью отрезонирует в других» (Степин В.С. Теоретическое знание. «Прогресс- Традиция». М.: 2000. С.275)
5. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
1. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
2. ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев И.С. Возможная модель структуры физического знания \\ Проблемы истории и методологии научного познания. М. 1974. 2. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. М. 1976. 3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М. 1976. 4. Боричевский И.А. Науковедение как точная наука \\ Вестник знания. 1926. №2. 5. Введение в социологию науки. Ч.1-2. СПб. 1992. 6. Волков Г.Н. Социология науки. М. 1988. 7. Грэхем Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М. 1991. 8. Добров Г.М. Наука о науке. Начала исследования. 1989. 9. Идеалы и нормы научного исследования. Минск. 1981. 10. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000. 11. Кузнецов И. В. Структура физической теории. Избранные труды по методологии физики. М. 1975. 12. Майзель И. А. Социология науки: проблемы и перспективы. Л. 1971. 13. Мамчур Г.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М. 1997. 14. На пути к единству науки. М. 1983. 15. Наука и культура. М. 1984. 16. Научная картина мира. Киев. 1983. 17. Научные революции в динамике культуры. Минск. 1985. 18. Принцип соответствия. М. 1979. 19. Природа научного познания. Минск. 1979. 20. Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М. 1978. 21. Социальная природа познания. М. 1979. 22. Степин В.С. Становление научной теории. Минск. 1976. 23. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс- Традиция». 2000. 24. Традиции и революции в истории науки. М. 1991. 25. Физическая теория (философско-методологический анализ). М. 1980. 26. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М. 1988. 27. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М. 1978. 28. Эсперимент. Модель. Теория. М. 1982.
§2 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Социология науки имеет глубокие корни в русской философии марксистской традиции. Известен и.а. Боричевский, который предложил создание науки «науковедение».
Борис Михайлович Гессен, по профессии - физик. Вел исследования в области философских проблем теории относительности, Член-корреспондент Ан СССР. Был репрессирован в 30-х годах. Его выступление с докладом на Международном конгрессе по истории науки в Лондоне в 1931 году с докладом «Социально-экономические корни «Начал» Ньютона» стало основой для возникновения экстерналистского направления в западной философии науки, в частности, известного историка науки Дж. Бернала. А также послужило базой для социологического анализа науки XVII века известным социологом Д. Мертоном.
1.
ЮДИН Б.Г.
«Благодаря соотнесенности познавательной деятельности с текущей социокультурной ситуацией, независимо от того, насколько эта соотнесенность осознается самим исследователем, задается поле значений, образов, смыслов, которые могут быть использованы в качестве средств в процессе научного познания. В то же время и возможность объективации нового знания, включение его в существующую систему научного знания, а через ее посредство и в культуру, в значительной мере обусловлена тем, что оно нагружено этими значениями, смыслами, что оно, так сказать, культурно преформировано» (Юдин Б.Г. Методологическая и социокультурная определенность научного знания \\ Идеалы и нормы научного исследования. Минск. 1981. С.158).
1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ШКОЛА: МАМЧУР, ОГУРЦОВ, МИКЕШИНА
Вот что писала Л.А. Микешина: «… стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху. Он проявляется и фиксируется в языке науки, главным образом в её категориальном аппарате. В качестве устойчивых методологических нормативов выступают требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания» (Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного знания. Л. 1977. С.63). Кузнецов Б.Г. Стиль науки \\ Природа. 1973. №4.
2. КАСАВИН И.Т.
Парадигма Т. Куна, тема Дж. Холтона, традиция – С. Тулмина, П. Фейерабенда, Л. Лаудана, неявного знания М. Полани, стиля мышления и т.д.
Тулмин С.: «Каковы навыки, или традиции, деятельность, процедуры или инструменты интеллектуальной жизни и воображения человека – словом, таковы понятия, в которых достигается и выражается человеческое понимание» (Тулмин С. Человеческое понимание. М. 1984. С.32).
«…средства познавательной деятельности не только строят образ реальности, но и формируют соответствующие способы познавательного общения, вне которых невозможна континуальность, передача человеческого опыта. Эти средства, погруженные в социально-мировоззренческий контекст познавательной деятельности, и образуют то, что мы называем познавательной традицией. Другое её название – регулятивный образ мира, т.е. познаваемая реальность, представленная сквозь призму способов и форм познавательного общения» (Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М. 1990. С.150).
«Ученые постепенно приходят к мысли, что противопоставление «традиционных» и «рациональных» обществ, традиции и новации несостоятельно, что традиция является едва ли не универсальным средством анализа культуры и познания» (Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М. 1990. С.17). «Традиция есть некое связующее звено между культурным наследием и творчеством, осуществляющее не только преемственность культур, но их диалог. Традиция рождается во встречном движении обеих тенденций культуры» (Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М. 1990. С.????)
«Функция познания состоит в накладывании на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в нем и так структурировать психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность и тем самым обеспечить возможность деятельности и общения» (Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000. С.20)
«Традиция в науке – одна из важнейших единиц аналища науки, термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта в ходе личного общения, интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных ценностей» (Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000. С.49)
«Наука в целом не может быть понята в качестве традиции, как скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию, маргинальные индивиды, от которых традиция получает и критический, и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой» (Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.С.50)
«.. сердцевину познавательного процесса образует взаимоотношение смысла и значения – они формируют его структуру как единство стабильного и изменчивого. Смысл как совокупность устойчивых признаков создает абстрактную возможность значения, а значение как изменяющееся отношение между именем и обозначемым множеством объектов образует функциональную возможность смысла» (Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.С.20)
ГЛАВА 6 ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Это направление получило также довольно большое развитие, и это направление, в отличие от официальной докрины марксистско-ленинской философии, ввиду малой идеологической нагруженности, получило возможность довольно интенсивно развиваться. Институционально оно развивалось в институте истории техники и естествознания при Академиии наук СССР. В нем сгруппировалась достаточно сильная группа философов, отличающихся высоким уровнем эрудиции.
1. ЗУБОВ
2. РОЖАНСКИЙ
3. ГАЙДЕНКО
Ее можно сравнить с первой в истории России историком философии – Марией Владимировной Безобразовой (1857-1914). Но по масштабу она более. Ибо М.в. безобразова была спецалистом преимущественно в области древнерусской философии.
4. КОСАРЕВА Л.М.
Людмила Михайловна Косарева – наиболее глубокий, нам мой взгляд, отечественный исследователь истории культуры XVII века. Она также, как и Евгений Васильевич Спекторский, справедливо подмечает, что культуре XVII века не повезло, хотя и имена мыслителей XVII века у всех «на устах». Его интерпретируют, как она пишет, то как «перезревший» Ренессанс, то как «несозревшее» Просвещение.
Косарева правильно подчеркивает: «События социальной жизни постреформационной Европы дискредитировали ценность «естественного» бытия человека; они продемонстрировали всю неприглядность человеческой «натуры», поэтизируемой Средневековьем и Возрождением («человек- венец творения», «человек- чудо природы»). Социальная действительность XVII в. \доказывала правоту Лютера и Кальвина, утверждавших век назад, что человек по своему естеству способен творить «только одну сквеность, заблуждения, злую волю и безумие», что «нет ничего более безрассудного, чем высоко мнить о нашем достинстве, когда мы … всего лишь земля и грязь»» (Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997 с.55) Далее она пишет: «С XVII в. начинается эпоха увлечения всем искусственным. Если живая природа ассоциировалась с аффектами, страстями, свойственными поврежденной человеческой природе, хаотическим влечениями, раздирающими сознание, мешающим его «центростремительным» усилиям, то искусственные механические устройства, артефакты, ассоциировались с систематически- разумным устроением жизни, полным контролем над собой и окружающим миром. Образ механизма начинает приобретать в культуре XVII в. сакральный характер»(Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997 с.56)
Она правильно подчеркивает, что для «целей более эффективного производства, скажем сукна в Англии XVII в., было безразлично, как устроена материя: состоит ли она из атомов, или в ее основе лежат субстанциальные качества. Но для формирования мировоззрения человека XVII в. вопросы устройства материи и причин ее движения являлись центральными» (Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997 с.40)
Далее она пишет: «.. в культуре XVI-XVII вв. происходит «встреча» – диалог различных интеллектуальных течений, являющихся в античности и в средние века антиподами, - платоновский рационализм с аристотелевским эмпиризмом, «догматизм» схоластики эпикурейцев и стоиков со скептицизмом «новых» персоналов. Культура XVI-XVII вв. в своей «реторте» соединила, казалось бы, несоединимое; результатом явился «философский камень» экспериментального метода в науке. В итоге этого грандиозного синтеза родилось уникальное явление в истории культуры – экспериментальное естествознание Нового времени с новым идеалом моральной (практической) достоверности» (Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997. с.146)
ГЛАВА 7 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Перед изложением советской традиции истории философии имеет смысл вспомнить, что почти все русские философы занимались историко - философскими исследованиями. Но имеет смысл напомнить еще и о Генрихе Струве (1840-1912) – немецко-русско-польский философа, который преподавал в Варшавском университете, где читал лекции в 1871-1903 г. по истории философии, логике и психологии в Варшавском университете. Он интересен своей идеей создания «философии философии», хотя сама типология и методика реализации этой идеи мало интересна. Он считал, что существует три типа философии – диалектика, критика и научная философия: «Диалектика со своими общими понятиями, распределенными по разрядам соответственно субъективному правдоподобию; затем критика, имеющая свою исходную точку в сомнении, а цель свою в анализе предметов познания; наконец научная система философского знания, как цельное мировоззрение, согласное, по возможности, с действительной организацией вселенной, - это, собственно говоря, три основные момента, в которых поочередно выражается труд мысли над разрешением задач философии и которые вместе с тем позволяют найти основной закон её развития» (Струве Г.Е. Способности и развитие философствующего ума \\ Вопросы философии и психологии. Кн.4(39). М., 1897. С.559) Т.е. динамика развития философии идет от диалектической философии, движимой воображением, затем к критической, а потом к теоретической. Здесь он прибегает к известной типологии возрастной психологии. Это естественно для него, так как он считал, что: «История философии – это история развития философствующего ума человечества. Она обнимает собою как последовательное органическое сочетание при постепенном разрешении существенных задач философии» (Струве Г.Е. Способности и развитие философствующего ума \\ Вопросы философии и психологии. Кн.4(39). М., 1897. С.570)
|