Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структуры материальных систем
Хотя всякий материальный системный объект существует одновременно в пространстве и во времени, значение этих аспектов его бытия, как правило, неодинаково, что и позволяет в ряде случаев в познании отвлекаться от изменений, выражающих движение объекта во времени, и ограничиваться изучением одних только пространственных его характеристик, Такой подход наиболее характерен для геометрического анализа, который абстрагирует пространственные структуры от форм их эмпирического выражения в реальном мире и тем более от изменений, претерпеваемых ими в течение времени. Подход этот широко применяется в биологических и технических науках, поскольку при моделировании структуры растения или машины* можно в ряде случаев безболезненно отвлечься от тех изменений, которые с этими объектами происходят во времени. Этот подход нередко применим также в общественных и гуманитарных науках, например, когда изучаемый объект имеет реальное пространственное бытие…, когда объектом является некая квазипространственная система, отвлеченная от исторических особенностей.. Данный тип структуры мы будем называть архитектоникой системы, подчеркивая этим термином пространственный характер обозначаемых отношений…» (1.39-40) «От архитектоники кардинально отличается чисто временной тип структуры, который можно назвать хроноструктурой, или эволюционной структурой» (1.40) «Функционирование также имеет свою структуру, но ее природа двухмерная- пространственно-временная» (1.41)
Он различает разные полифункциональные системы и т.д.
«Идеальное бытие проявляется двояко - содержательно, в виде разного рода способов отражения действительности, ее осмысления, духовного освоения (наука, идеология, проектирование, искусство), и формально, в виде различных знаковых систем, языков, обслуживающих духовные контакты между людьми, Соответственно* мы имеем дело с двумя типами структур - концептуальными и знаковыми. Концептуальной структурой мы называем строение интеллектуального содержания различных духовных систем: научно-теоретических, идеологических, художественно-образных. Законы их строения- это не что иное, как законы логики: формальной, диалектической и специфической логики художественного мышления, Близость логики и математики объясняется именно тем, что одна описывает структуры материальных объектов (согласно известному определению Бурбаки, математика –это «наука о структурах»), а другая- структуры интеллектуальных процессов» (1.42-43) «Языковые структуры отличаются от структур концептуальных тем, что выражают способы организации знаковых средств, с помощью которых формулируется и транслируется та или иная концептуальная информация…»(1.44) «В отличие от концептуальных структур знаковые структуры находятся на уровне внешней, а не внутренней формы и потому занимают особое место в процессе материализации духовной информации. Знаки имеют материальное тело - звуковое, пластическое, графическое, мимическое, но сами они выражают связь этой телесности с опредмечиваемым в ней значением» (1.45) «Завершая наш типологический анализ структур, следует выделить последний, сверхсложный тип структуры - суперструктуру, интегрирующую идеальные и материальные структуры. Речь идет о строении таких систем, которые синтетически объединяют вещественно-телесные и духовные концептуально-знаковые подсистемы, Таков прежде всего сам человек. В современной науке, как известно, утвердилось представление о биосоциальной природе человека. При этом подчеркивается, что биосоциальность не является механическим сложением двух* субстанций или же психофизическим параллелизмом, а представляет собой системное единство. Это означает, что наряду с материальной суперструктурой бытия, функционирования и развития человека - биологической, химической, физической- и идеальной суперструктурой его духовной жизни (интеллектуальной и коммуникативной) должна существовать и суперструктура, выражающая связь этих двух суперструктур. Не подлежит сомнению, что такая структура высшей степени сложности существует - об этом говорят хотя бы закономерности онтогенеза, доказывающие наличие прямых связей между соматическим, анатомо-физиологическим и психическим, духовным развитием индивидуума, равно как и выявленные наукой связи между типами конституции и психологическими типами. Изучение данной структуры- одна из важнейших и труднейших задач современной науки. Существует еще и другой системный объект, обладающий суперструктурой подобной степени сложности, - мы имеем в виду искусство. Хотя единство духовного и материального свойственно не ему одному, а всей культуре, только в искусстве такое единство имеет столь же органический характер, как и в человеческом бытии, ибо в других культурных явлениях- научных, идеологических, технических и т.д. - между духовным содержанием и материальной формой не существует однозначных соответствий, поэтому одна и та же научная, идеологическая, инженерно-конструкторская информация может быть воплощена самыми разными материальными средствами. В искусстве же между духовным содержанием и материалом существуют отношения тождества, т.е. такие прочные структурные «скрепы», которые не позволяют перевести данное художественное содержание в какой-либо другой материал, кроме того, который был избран матером. Выявление этой суперструктуры - и в масштабах общей эстетической теории, и в масштабах теории отдельного вида искусства, и в масштабах анализа отдельного художественного произведения- необходимый аспект научного изучения искусства» (1.45-46)
Таблица этого «неошеллингианца»
Дополнительность и интервальность (1983)
Он тут интерпретирует принцип дополнительности Н.Бора.
«Анализ принципа конкретности истины открывает глаза на то обстоятельство, что знание, полученное при изучении функционирования объекта в определенной ситуации – в определенном отношении с другими объектами и в определенном же отношении с исследователем(его позицией, подходом, аспектом изучения, применяемым прибором, методикой, категориальной матрицей), может противоречить знанию, получаемому при изучении одного и того же объекта, в иной ситуации - в ином «интервале»- вплоть до получения взаимоисключающих характеристик. Отсюда приходится сделать вывод, что синтез различных данных, получаемых при изучении одного и того же объекта, возможен далеко не всегда- все зависит от конкретного соотношения самих экспериментальных ситуаций» (1.51)
Природа, общество, человек. Культура в системе бытия.(1980)
«Когда же философы забывают о биосоциальной природе человека, сводят его к «общественным отношениям», они неизбежно теряют понимание его реального целостного бытия» (1.82) «Системно-диалектическая связь биологического и социального в человеке лучше всего может быть описана в методологическом ключе принципа дополнительности, ибо подобно тому, как электрон обладает и корпускулярными, и волновыми свойствами, человек ведет себя в разных жизненных ситуациях и как биофизическое, и как социально-духовное существо, ибо он обладает и биологическими, и социальными свойствами, хотя они кажутся несовместимыми. Вместе с тем одно и то же человеческое действие может быть рассмотрено и с биологической, и с социальной стороны. Целостная же картина его мотиваций, поведения, других форм проявления возникает только при совмещении этих взаимно дополняющих друг друга характеристик. Одно из существеннейших отличий человеческой деятельности от жизнедеятельности животных состоит в том, что последняя обращена только на удовлетворение их витальных потребностей, тогда как первая призвана решать наряду с данной задачей и другую- заменить атрофированный у человека генетический механизм передачи от поколения к поколению и от вида к индивиду всех поведенческих программ новым механизмом, который академик Н.П. Дубинин назвал «социальным наследованием».Для этого необходимо опредмечивание накапливаемого человечеством опыта, что позволяет сохранять в объективированном и отторгнутом от самого человека и потому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, умения и ценности. Эту функцию и осуществляет культура» (1.83) «…предлагаемые теоретиками подходы к определению культуры - аксиологический, технологический, эвристический и т.п.- правомерны как способы выявления различных аспектов данного многогранного явления. Собственно же философским, целостным его толкованием должно быть понимание культуры как особой формы предметного бытия, образуемой человеческой деятельностью и охватывающей как создаваемые ею продукты- «вторую природу», творимую из материала «первой» подлинной природы, - так и способ их создания, поскольку он «сверхприроден», социально детерминирован и сформирован в ходе развития самой человеческой деятельности. Культура есть то, что люди производят и как они производят. Под производством при этом понимается и материальное, и духовное, и сливающее их воедино художественное производство, производство вещей и идей, знаний, ценностей, образов- вся совокупная человеческая деятельность» (1.84)
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание Л., ЛГУ 1991 2. Каган М.С. Философия культуры 3.
4. ЕРАСОВ
5. ЯКОВЕЦ ГЛАВА 15 ПОСТСОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
§ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. МАМАРДАШВИЛИ М.К.
Как верно подчеркивали Ж. Делез и ф. Гваттари: «Декарт, попав в Россию, сходит с ума..» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. С.82)
Но факт, что он- философ. В нем бьется философское сердце. В его концепции очень много ошибок, много заимствований из философии французского постмодерна. Но общий «пафос» философствования высок. Он сыграл выдающуюся роль в пробуждении от «спячки» современных русских философов.
«Главной претензией классической философии была претензия на систематическую целостность, завершенность, монистичность, покоящаяся на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармоний и порядков (доступных рациональному постижению)» (Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии\\ Философия в современном мире. Философия и наука. М. 1972. С.30-31). «Основное представление классики – представление, с которого, как показал уже опыт античности, вообще начинаются философия и наука, - это идея внеличного естественного порядка, бесконечной причинной цепи, пронизывающей все бытие, трансцендентной по отношению к человеку, но рационально постижимой» (Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии\\ Философия в современном мире. Философия и наука. М. 1972. С.38).
«Классики буквально одержимы идеей простого, рационального устройства мира, вытекающего (или подобно
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
ТОПОЛОГИЯ «ПЕДЕРАСТИИ»
МАМАРДАШВИЛИ КАК ИСТОРИК ФИЛОСОФИИ
Критика его концепции античной философии
Критика его концепции картезианства.
Критика его концепции неклассической рациональности.
|